«Во власть идут люди для того, чтобы эту власть иметь, а не отдавать»

В течение последнего десятилетия было написано около 10 проектов закона Украины «О статусе города-героя Севастополя». Один из них — «проект Зачесова» — даже прошел первое чтение в Верховной Раде Украины. Однако воз и ныне там. До сих пор никому из разработчиков проектов не удавалось свести воедино все точки зрения на то, каково должно быть устройство власти в городе. Конституцией Украины прописан особый статус Севастополя, дающий региону приоритетное положение в стране. Но идущая сегодня административная реформа может значительно пошатнуть завоеванные позиции, превратив Севастополь в обыкновенный провинциальный уголок Крыма, если в ближайшее время не будет принят Закон о статусе Севастополя. Об очередной работе над проектом закона в беседе с корреспондентом «Славы Севастополя» рассказывает ее участник, депутат городского совета Алексей ПОЛЯХОВ.- Прежде всего я хотел бы подчеркнуть, что комиссия, созданная по инициативе городского совета, не обладает правом законодательной инициативы и ее предложения носят рекомендательный характер. При этом в составе комиссии на паритетных условиях работают как представители городского совета, так и городской государственной администрации, а также общественности города, специалисты в области права и управления, помощники народных депутатов от г. Севастополя, председатели Балаклавского и Нахимовского районных советов, заместитель председателя Ленинского районного совета. Всего комиссия состоит из 30 человек. Сопредседателями ее являются председатели городского совета и городской госадминистрации. Рабочая группа, созданная по решению вышеуказанной комиссии и деятельность которой я координировал, была составлена из узкого профиля специалистов, прежде всего из профессиональных юристов. Целью деятельности рабочей группы была подготовка наиболее отвечающего требованиям Конституции Украины и Европейской хартии о местном самоуправлении варианта. В ходе работы, как правило, находились компромиссные решения по всем спорным вопросам, тем более что проект закона, предложенный депутатами ВРУ от г. Севастополя И.В.Вернидубовым и В.А.Заичко, как раз в максимальной степени соответствует принципам демократии и децентрализации власти.

— Депутаты районного звена, в частности Гагаринского районного совета, обвинили разработчиков в том, что проектом разрушаются основы местного самоуправления: не будет районных, поселковых советов?

— Члены комиссии, я лично и те, с кем довелось беседовать, не можем согласиться с тем, что предложенный рабочей группой вариант ущемляет права севастопольцев. Якобы «старшие братья наступили на горло» самоуправлению в районах.

Ничего подобного нет и быть не может уже хотя бы потому, что органами местного самоуправления являются советы сельского, поселкового и городского уровней, а также их исполнительные органы согласно Конституции Украины. А вот в отношении районных в городе советов в Основном Законе нашей страны сказано так: «Вопрос организации управления районами в городах относится к компетенции городских советов». Поэтому совершенно обоснованно и в проекте народных депутатов Вернидубова и Заичко, и в предложении рабочей группы эта норма звучит одинаково: районные советы и их исполнительные органы возникают по решению городского совета нового созыва.

Действительно, была дискуссия о том, сохранять ли ныне существующую систему, когда г. Севастополь как бы и город, и область одновременно? Или все- таки, объединив через референдумы сельские поселковые и г. Инкермана громады с громадой г. Севастополя, тем самым превратив Севастополь в единый город с одним советом — городским и его исполнительным органом, в том числе в виде структурных подразделений в селах и поселках без создания в них советов?

Но в конечном итоге от этого варианта и рабочая группа, и комиссия отказались. Советы сельского, поселкового уровней сохранены.

Наконец необходимо иметь в виду и то, что сейчас происходят серьезные изменения в области земельных правоотношений, в экономическом и политическом структурировании города. Очевиден прогресс в области выстраивания взаимоотношений между городским советом и администрацией в интересах севастопольцев. Если закон будет принят, то реальное его исполнение в части решения вопроса о районных советах будет осуществляться через три с половиной года. Новому городскому совету, очевидно, будет виднее, как поступать в сложившейся к тому времени ситуации.

Что же касается высказываний некоторых политиков о том, что деревней будет управлять «хлопец из города», а Севастополь потеряет свое обособленное положение и снизит свои полномочия, то на мой вопрос о том, в чем конкретно будут ущемлены права селян в предлагаемом варианте, ответа не последовало. Как и на вопрос «В чем же будет утрата полномочий для города?» Возможно, в этой позиции больше страха за свое место, чем опасений за нарушенные права селян.

На мой взгляд, также выглядит спорным тезис о том, что в большинстве своем депутатский корпус от депутатов Верховной Рады до районного звена выступает за сохранение сильной городской государственной администрации. Во-первых, никто не проводил таких исследований, которые позволили бы обосновать это утверждение. А во-вторых, и это более важно, во власть идут люди для того, чтобы эту власть иметь, а не отдавать. Если же они при этом заявляют, что она им не нужна, то либо они что-то получили за отказ от власти, либо за них это делают отдельные представители, прикрываясь мнением якобы существующего большинства.

— Проектом предусматриваются выборы городского головы?

— В этом вопросе мнение рабочей группы и комиссии, как и в предыдущих случаях, совпадает с позицией наших депутатов Верховной Рады. Севастопольцам следует доверить это право. Это как раз и есть абсолютно демократичная позиция, отстаивающая права членов громады.

— Кто же в итоге будет реально руководить городом?

— На этот вопрос я дал бы такой ответ. Хотелось бы, чтобы в интересах громады городом руководил исполнительный орган городского совета, который возглавит избранный севастопольцами голова. Исполнительный орган был бы подконтролен и подотчетен городскому совету, принимающему решения в пределах своей компетенции.

Другие статьи этого номера