Что для вас значит пост?

Святая Церковь установила особые периоды, в которые каждый человек, исповедующий Христа, должен позаботиться об очищении себя покаянием. Это Рождественский, Успенский, Петров и Великий пост. Самый важный из них тот, который подготовляет христиан к празднику Воскресения Христова — Великий пост. Состоит он как бы из двух частей. Первые шесть недель идет воспоминание поста Христа Спасителя. Как учит Церковь, Господь Иисус Христос, придя в мир для спасения человечества, начал свое служение на земле постом в 40 дней и ночей, тем самым собственным примером напоминая о благотворности и обязательности поста. Во время Великого поста запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения — мяса, молока, яиц и даже рыбы (ею можно полакомиться только в отдельные дни). Однако ни одним лишь воздержанием в пище духовной и плотской жизни побеждается грех. Пост — это ни в коем случае не диета. Это очищение сердца и ревностное стремление к непорочной чистоте души.

Последняя, седьмая, неделя поста — страстная, в течение которой вспоминаются страсти Господни.

Отец Владимир, Благочинный Севастопольского округа:

— Покаяние есть величайший дар Бога человеку, в котором, очистившись от грехов, мы снова обретаем благодать, милость Божию, утерянную во время грехопадения. Во время поста необходимо телесное воздержание, можно сказать, от того, что менее существенно для человека. Человеческое тело имеет естественную потребность в пище, однако ее чрезмерное употребление отягощает человека, а умеренное — укрепляет, делает его способным к труду. Смысл поста — недопущение главенствования плоти над духом. Заповедь соблюдения поста есть первая заповедь, полученная человеком по сотворении его. «Уклонись от зла и сотвори благо». Эти слова Священного Писания должно, в первую очередь, помнить всем нам на протяжении Великого поста. Потому что Церковь предупреждает: не будет пользы от воздержания телесного, если не соединим его с воздержанием духовным — от зла, от страстей, от терзающего нас греха. В эти дни следует особо задуматься над жизнью и над собою: какой ее задумал Господь и какой мы эту жизнь сделали. Помните, что сказал Христос: «Кто меня любит, тот заповеди мои соблюдет».

Пост не только укрепляет человека, но и меняет его характер.

Еще в 1868 году протоиерей Георгий Дебольский писал, что молитву и поучение Православная Церковь часто сопровождает постом, который «начался из «благоговения» к Богу «и послушания» Его святой воле и Церкви еще в первобытной ветхозаветной Церкви Божией, и был во все ее времена». Совершенный «образец пощения» заключается в соединении поста телесного с постом духовным. Православная Церковь побуждает во время поста телесного особенно пребывать в молитве, в удалении от сует мира и иных делах любви христианской.

Пост по строгости своей бывает различен и имеет четыре главные степени: «совершенное неядение» (например, в продолжении трех и более дней — строжайший пост); «сухоядение», состоящее в употреблении только хлеба, воды, сухих овощей и тому подобного; «ядение варения», с елеем и без елея, по обстоятельствам; и, наконец, «ядение рыбы», что составляет последнюю и легчайшую степень пощения.

Ум, память и чувства постящегося бывают восприимчивее, острее, способнее к молитве и святее. Сообразно внутреннему состоянию духа, возвышаемого постом, сам цвет лица у постящегося делается благообразнее и приятнее; весь состав тела — здоровее и сильнее.

Без преувеличения можно сказать, что исключительным употреблением пищи одной какой-либо в продолжении значительного времени можно изменить не только характер, умственные способности, но и само телосложение и наружность человека. Употребляющий исключительно мясную пищу и спиртные напитки имеет плотное и крепкое тело, быстрое кровообращение, возвышенную температуру, значительную мышечную силу, воинственный характер, обуреваемый сильными страстями. Противоположно действует исключительно пища постная. Св. отцы Церкви понимали эту разность в действии пищи и на сей основали посты, при назначении которых они имели в виду нравственность человека сообразно главнейшим догматам религии. Пост улучшает состояние нашего здоровья, доставляя время и случай пищеварительным органам успокоиться и отдохнуть от нечистот и предотвращая новое накопление излишних пищевых остатков, уменьшая избыток и разгорячительное действие крови и чрез то отвращая множество болезней.

Юрий Горбуля, инженер-геофизик:

— Пост, если основываться на христианских традициях и преданиях святых отцов, есть усмирение своих страстей (которых у нас предостаточно) через плоть. Ограничение телесное — совершенствование духовное. Соблюдение установленных церковью постов и постных дней необходимо для внутреннего, духовного очищения для каждого православного христианина.

Владислав Бакурин, врач-терапевт городской больницы 4:

— Питание большинства нашего населения нерационально и не сбалансировано по компонентам. Пост, с точки зрения медицинской, имеет ряд положительных и даже оздоровительных моментов. Однако строгое его соблюдение противопоказано беременным женщинам, детям, людям пожилым и имеющим различные заболевания.

Прохожий:

— Это традиция, которая как нельзя лучше соответствует уровню благосостояния нашего народа.

Военнослужащий срочной службы:

— Для меня пост — это стояние четыре часа (с 2 до 6 утра) с автоматом Калашникова у капонира.

Лидия С., бухгалтер ОАО:

— Для меня пост — это ревизия моей души. Каждый сам должен знать по совести, что для него пост (ограничение в еде — это еще не пост. Главное все же — совершение благих поступков и несовершение дурных).

Александра Ивановна, пенсионерка:

— По-теперешнему времени поститься очень трудно. Набор продуктов, который предназначался бы для еды в пост, мал. Бананы, грибы, икра и т.д. — не для наших пенсий. А если человек еще и нездоров, то и вовсе можно обессилеть. Поэтому я попрошу у Бога прощения и буду есть, «что он послал».

Другие статьи этого номера