На этот и другие вопросы ответить может только профессионал

необходимости страховой системы в отечественной медицине сегодня сказано уже очень много. Однако мнение профессионала всегда дает возможность более реального осмысления действительности, особенно если речь идет о сравнительном анализе.

Безусловно, основным поводом для сегодняшнего разговора могут быть не столько успехи наших польских коллег в деле реформирования, сколько катастрофическая ситуация, сложившаяся в отечественном здравоохранении. А главное — поиск оптимальных путей выхода из кризиса. Поиск такой социальной системы охраны здоровья, которая позволила бы обеспечить и максимальную доступность, и достаточную эффективность медицинской помощи населению.

В настоящее время в Украине (а до 1999 года и в Польше) в основе системы здравоохранения лежал государственно-административный принцип (модель Семашко). Это означает, что основным источником покрытия расходов на охрану здоровья населения являлся государственный бюджет.

Такая модель, несмотря на относительно низкую технологичность, социально направленна и обеспечивает определенный (не слишком высокий, зато равнодоступный) уровень медицинской помощи всему населению. Существенным недостатком модели является ее прямая зависимость от степени выполнения государством своих обязательств по адекватному финансированию отрасли.

В «Основах законодательства Украины о здравоохранении» определен гарантируемый государством минимум финансирования — не ниже 10% от национального дохода. Фактически в Украине этот процент составил в 1995 году — 4,8%, а в 2000 году — 2,8% от ВВП. Ни постановления Верховной Рады, ни решения Кабинета министров улучшить ситуацию не смогли. Даже в текущем году, провозглашенном Президентом Годом охраны здоровья населения Украины, бюджетное финансирование отрасли вряд ли превысит 3,5% от ВВП.

Аналогичная ситуация до 1999 года имела место и в Польской Республике. Хроническое недофинансирование государственного здравоохранения и, как следствие, обветшание материальной базы, отсутствие медикаментов в больницах, низкая заработная плата медицинских работников обусловили рост недовольства среди населения и медиков, которое объяснялось не только уровнем, но и самой системой здравоохранения. Это и явилось основной причиной разработки и проведения общенациональной реформы системы охраны здоровья: переход на другую модель — обязательного медицинского страхования (модель Бисмарка).

Почему в Польше выбор был сделан в пользу именно этой модели? Из четырех наиболее распространенных в мире (в той или иной модификации) государственных моделей здравоохранения в двух (модель Семашко и модель Бевериджа) основным источником покрытия расходов на систему охраны здоровья является государственный бюджет. Степень доверия, а точнее недоверия, к этим моделям определилась негативным опытом последних лет.

Еще одна модель — «рыночная» — диаметрально противоположна двум предыдущим. Врачи и пациенты взаимодействуют как свободные субъекты рынка. Государство практически не принимает участия собственными ресурсами в обеспечении медицинской помощи, а солидарный принцип ее оплаты реализуется через добровольное медицинское страхование. Эта модель высокозатратна и недостаточно социально ориентирована. Так, согласно анализу ВОЗ США по затратам на медицинскую помощь на душу населения (3724 доллара в год) занимают 1-е место, а по качеству помощи — только 37-е место в мире, при этом около 40 млн жителей страны не имеет медицинской страховки.

Компромиссным вариантом, включающим в себя преимущества (как, впрочем, и ряд недостатков) вышеназванных моделей, является обязательное медицинское страхование (модель Бисмарка). В этой модели средства на обеспечение медицинской помощи поступают от населения в виде обязательных страховых платежей в больничные кассы (некоммерческие организации) и возвращаются в больницы, минуя государственную казну. Модель Бисмарка позволяет существенно уменьшить зависимость финансирования отрасли от степени наполняемости государственного бюджета и минимизировать нецелевое расходование «медицинских» денег (на более «важные», по мнению государства, цели). Именно эта модель легла в основу новой национальной системы здравоохранения Польши.

Закон, устанавливающий в Польше систему страховой медицины, вступил в действие с 1.01.1999 г. Финансирование медицинских услуг путем компенсации затрат учреждениям здравоохранения за фактически оказанную диагностическую и лечебную помощь взяли на себя региональные государственные страховые фонды — больничные кассы (БК). При этом:

— каждый взрослый житель, включая пенсионеров, отчисляет в региональную БК (16 краевых и 1 войсковая) 7,5% от личного дохода;

— страховые взносы за лиц, освобожденных от подоходного налога (работники сельского хозяйства), и граждан, временно не имеющих доходов (безработные), вносит государство;

— лечение остальных контингентов, не имеющих доходов (лица без определенного места жительства), оплачивает местная администрация.

Если в 1995г. основными составляющими финансирования отрасли являлись государственный бюджет — 90% и платные услуги — 10%, то в 2000 г. государственный бюджет — 15%, платные услуги — 10% и страховые средства — 75%. За этот же период общие затраты на здравоохранение увеличились с 4,5% до 6,6% от ВВП.

Все же проблемы, возникшие в ходе реформирования системы здравоохранения, негативно отразились на общественном мнении:

— по результатам опроса, проведенного в начале 2001г., 80% населения отрицательно отзывается о реформе;

— весной этого года средние медицинские работники провели забастовку, обусловленную низкой заработной платой.

По образному, но достаточно точному определению руководителя одной из краевых БК, польское здравоохранение «прыгнуло в бассейн, в котором было мало воды».

В этот же «бассейн» собираемся «окунуться» и мы. В июне этого года Верховной Радой в первом чтении принят проект закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании». От того, насколько мы учтем опыт наших польских коллег, насколько мы сумеем научиться на чужих ошибках, будет зависеть успешность реформирования отечественного здравоохранения, главной целью которого должно стать реальное обеспечение социальных гарантий в области охраны здоровья всего населения Украины.

Сегодня же мы продолжаем наступать на «польские грабли»: с 1.04 2001г. вступил в силу закон Украины «Об обязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности». Согласно ст. 21 этого закона при наступлении страхового случая Фонд социального страхования от несчастных случаев обязан: «обеспечить потерпевшему совместно с соответствующими службами здравоохранения полный объем постоянно доступной медицинской помощи …», включающей обслуживание врачами и медсестрами, обеспечение лекарствами и содержание в больнице.

При этом, как и в Польше, не определены ни стандарты медицинской помощи пострадавшим, ни согласованные (с учетом медико-экономического обоснования) тарифы на те или иные виды помощи; не определено, в какой части затраты на оказание этой помощи несут больницы, а в какой — страховой фонд.

Скорейшее исправление названных ошибок существенно оптимизирует становление страховой медицины и приблизит внедрение всеобщего обязательного медицинского страхования как государственной системы охраны здоровья в Украине.

Другие статьи этого номера