Городская прокуратура, специалисты налоговой службы и госинспекции труда проверили в ГКП «Севгорводоканал» соблюдение законодательства по рациональному использованию водных ресурсов, а также нормативных актов об обращениях граждан.Выяснилось, что, несмотря на рост кредиторской задолженности предприятия, руководство «Севгорводоканала» не принимает мер для своевременной платы юридическими и физическими лицами за потребленные водные ресурсы. В прошлом году предъявленные предприятиями иски к должникам составили лишь 24,4 процента от всей суммы долга. При этом на предприятие поступило всего около 28 процентов средств от суммы заявленных исков.
Не улучшилась претензионная работа и сейчас. За пять месяцев этого года претензии к должникам в финансовом выражении составили 0,1 процента от общей суммы задолженности за потребленную воду. В результате удалось погасить долг всего на 0,06 процента. Большая часть абонентов предъявленные к ним иски и просьбы просто проигнорировала, полагая, что никаких карательных мер принято к ним не будет. И действительно, за полтора года от источников водоснабжения было отключено незначительное количество абонентов, задолжавших всего 6,6 процента от общей суммы долга.
Такое организационно-правовое бессилие «Севгорводоканала» не только порождает особый тип потребителя коммунальных услуг, напоминающего крыловского кота Ваську, который, слушая укоры, продолжает делать свое дело. Кроме того, эта ситуация формирует и у руководителей предприятия психологию иждивенчества. Они хорошо знают, что, какие бы финансовые прорехи ни образовались в водоканале, госадминистрация и горсовет сделают все, чтобы залатать их. Это главный вывод, который можно сделать из результатов проведенной проверки, предоставленных редакции пресс-службой прокуратуры города.
Теперь о несколько менее значимых недостатках.
Специалисты налоговой службы выявили нарушения в исполнении законодательства, определяющего порядок удержания подоходного налога из денежных средств, списанных по авансовым отчетам некоторых работников. На директора и главного бухгалтера предприятия наложены штрафные санкции. Не все благополучно оказалось и с соблюдением трудового законодательства, регулирующего предоставление отпусков, выплату заработной платы. Впрочем, учитывая финансово-экономическую и социальную обстановку в стране, нельзя эти нарушения считать большим грехом.
В недавнем прошлом руководитель мог поплатиться выговором и даже карьерой за несвоевременный ответ на обращение граждан. Судя по материалам проверки, кара сия должностных лиц «Севгорводоканала» не страшит. Здесь стало доброй бюрократической традицией не только нарушать сроки ответа на жалобы и заявления граждан, но и вообще никак не реагировать на них.
Прокуратура внесла представления с требованием привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц, которые глухи к обращениям граждан.
«Севгорводоканал» — одно из коммунальных предприятий, уже не первый год балансирующих на грани банкротства. Оно давно стало бы свершившимся фактом, если бы не регулярные инъекции из городского бюджета. Идея объективной неизбежности именно такого финансового механизма в коммунальной сфере получила почти официальное право на жизнь. Логика рассуждений примерно такова: чтобы вывести «Севгорводоканал» на уровень рентабельности, необходимо его техническое перевооружение, на которое нет средств. Вот и приходится поддерживать водоканал в режиме выживания.
Средств для коренного технического перевооружения действительно нет. Тем более необходимо принять меры по рациональному использованию водных ресурсов, повысить на предприятии степень управляемости производственными процессами и качество работы с абонентами.