Школа мастеров

Школа мастеров

На вопрос: «Какое учебное заведение в Севастополе самое старое?» многие ответят: «Школа 3». Первый набор учеников в эту школу, которая тогда называлась Константиновским реальным училищем, был сделан 127 лет назад. А 10 лет спустя недалеко от нее на улице Чесменской, а теперь Советской, открылась начальная школа для детей ветеранов первой обороны Севастополя с приютом для сирот. По высочайшему повелению школе присвоили имя Меньковского — в честь участника Крымской кампании генерал-лейтенанта Петра Кононовича Менькова. Уйдя в отставку и занявшись издательской и журналистской деятельностью, он перед кончиной в 1875 году завещал 15 тысяч золотых рублей на строительство в Севастополе этой начальной школы с приютом. Завещание было выполнено только через десять лет. К этому времени меньковский капитал на банковском счете вырос до 36 тысяч. На них в 1887 году построили три двухэтажных здания. В них располагались учебные классы с библиотекой, мастерские, столовая, административный корпус. Эти здания пережили Великую Отечественную и сохранились по сию пору. Примечательно, что по решению городской управы земельный участок был выделен бесплатно в центре города, на месте, где в период обороны Севастополя находилась знаменитая Девичья батарея.

В Меньковскую школу принимались мальчики 9 — 12 лет всех сословий и вероисповеданий. Четыре года их учили грамоте, арифметике, рисованию, слесарному, токарному, столярному делу и закону Божьему. До обеда дети занимались в классах, а после обеда работали в мастерских. Учебные пособия выдавались бесплатно. Бесплатным был и завтрак. Успешно окончившие школу освобождались от воинской повинности, получали денежное вознаграждение, помогавшее начать самостоятельную трудовую жизнь. Такие вот социальные льготы были дарованы детям из бедных семей и сиротам.

В те годы спрос на мастеровых людей был большой. Выпускники устраивались на хорошую работу в мастерские Адмиралтейства, которому было предписано за 20 лет построить 29 боевых кораблей.

За 116 лет школа несколько раз меняла имя. Она называлась ремесленной школой, техническим и профессионально-техническим училищем, которому по решению сессии горсовета было присвоено имя Юрия Гагарина. В 1994 году ПТУ было преобразовано в филиал Киевского индустриально-педагогического колледжа, который в 2001 году стал самостоятельным учебным заведением. О том, чем оно живет сегодня, нашему корреспонденту рассказал заместитель директора колледжа по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам Г.А.СЕЛИВАНОВ.

— Георгий Акимович, говорят, что нет ничего хуже, чем жить в пору перемен. Какая была необходимость в смене профессиональной ориентации Гагаринского ПТУ?

— Давайте вспомним время плановой экономики. Тогда общественно-экономические потребности нередко удовлетворялись с опозданием. Показатели, забитые в план по различным отраслям производства, товарам, услугам, не корректировались до конца пятилетки, даже если в этом была необходимость. То же самое было с подготовкой кадров. Это приводило к тому, что получившие диплом студенты вынуждены были трудоустраиваться не по специальности. И если имеющим высшее образование сделать это было проще, то у получившего рабочую профессию такого маневра нет. Предположим, если молодой человек обучился на слесаря, его не возьмут крановщиком башенного крана или токарем. Учитывая это, наше училище и в прошлые годы меняло свою направленность в зависимости от потребности предприятий города в рабочих профессиональных кадрах. Особенно важным это стало с появлением рынка труда. Изучая его, мы почти втрое сократили набор в учебные группы сантехников и газосварщиков, перестали выпускать токарей. Видя, как разваливаются предприятия рыбодобывающей отрасли, уменьшили набор матросов. Хотел бы особо подчеркнуть, что с появлением рынка труда недостаточно в подготовке специалистов поспевать за жизнью. Надо опережать ее, предугадывая изменения потребности в кадрах.

По ходатайству директора училища Ивана Николаевича Задачина в колледже было открыто педотделение. С 1992 года оно стало готовить воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов и учителей с правом преподавания украинского языка. Из-за их дефицита управление образования не могло организовать полноценный учебный процесс. Еще одна продиктованная жизнью новация — дневная и заочная подготовка бухгалтеров со знанием компьютера и операторов компьютерного набора.

— Известно, что сдерживающим фактором в получении многими выпускниками высшего и даже среднего образования является отсутствие средств на оплату учебы.

— По десяти специальностям обучение является бесплатным. Студенты получают стипендию в 37 гривен. К сожалению, второй год как платным стало обучение по специальностям «воспитатель дошкольных учреждений» и «учитель начальных классов». До этого оно финансировалось из местного бюджета. Сейчас будущие воспитатели и учителя вынуждены платить в месяц по 85 гривен, что затрудняет комплектование этих групп. Возможно, ситуация изменится к лучшему в связи с повышением с 1 июля зарплаты учителям на 30 процентов.

— Георгий Акимович, в Меньковской школе была предусмотрена определенная социальная защита учащихся.

— В меру наших возможностей мы стараемся поддержать своих подопечных и оказываем финансовую помощь отличникам по итогам учебного года. В буфете колледжа кондитерские изделия продаются по минимальным ценам. Месячное проживание в нашем общежитии стоит всего 10 гривен. Кроме того, мы помогаем нашим выпускникам в трудоустройстве. И не только в этом, но и в получении высшего образования. На базе колледжа работает Глуховский государственный педагогический университет. В него наши выпускники, получив образование по специальностям «воспитатель дошкольных учреждений» и «учитель начальных классов», могут поступить сразу на третий курс. Хотел бы сказать о том, что в колледже крепкий педколлектив. Учебный процесс ведут кандидат технических наук, 25 педагогов высшей квалификации, 17 отличников образования Украины. Тридцать три года является директором учебного заведения Иван Николаевич Задачин — человек, в котором счастливо сочетается большой опыт с острым чувством новизны.

— Какая необходимость иметь общежитие?

— В колледж поступают не только севастопольцы. К нам едут выпускники школ из южных областей Украины. В нем живут студенты из сел сельской зоны Севастополя. Ежегодно мы выезжаем туда для встречи со школьниками, рассказываем о колледже. Такие встречи являются определенной формой нашей социальной помощи селу.

— Георгий Акимович, сколько человек за сто с лишним лет прошло у вас обучение?

— Точной статистики нет, но могу сказать, что эта цифра превышает 50 тысяч человек. Мастеровые люди нужны обществу всегда. Наши выпускники дважды участвовали в восстановлении города после первой и второй оборон. Сегодня они несут с собой на производство новое, продиктованное идеологией рынка, отношение к труду. И как бы мы ни относились к молодежи, никуда не уйти от признания того, что именно она вносит в жизнь обновление и ускоряет ее движение.

Провожая меня, Георгий Акимович открыл тяжелую кованую калитку на городскую улицу и сказал: «Больше ста лет назад выковали ее наши кузнецы с умом и на совесть. Еще века простоит, если не попросят в музей как свидетельство, что над творениями мастера время не властно». И явно довольный сказанным, Селиванов улыбнулся счастливой улыбкой.

Другие статьи этого номера