«Всю жизнь получал деньги в кассе своего предприятия. Теперь нас заставили писать заявления, чтобы иметь так называемые зарплатные карточки. Получили мы эти прямоугольнички пластика и еще долго учились ими и автоматами для выдачи наличных пользоваться. Честно скажу, неудобно. И техника порой подводит — потом с банком приходится разбираться долго и нудно. И идти до этого механического «источника денег» далековато. Вот и задумаешься иногда: такое ли это благо — пластиковые карточки?»
И.Петров, ветеран труда, трубогибщик.
Думаем, ответ на свой вопрос наш читатель найдет в материале Светланы Бороздиной (Газета.ru), который мы публикуем с некоторыми сокращениями.
— Пластиковые карточки — это своеобразный денежный гербалайф. Во-первых, потому что служат заменителем «нормальных денег», как гербалайф может заменить человеческую пищу. Во-вторых, служат средством похудения для кошелька, в который не надо больше впихивать наличность разного достоинства и разных стран. В-третьих, потому что обходятся в итоге дороже наличных денег.
Мы не будем подробно обсуждать, во сколько обходится обслуживание пластиковой карточки, эмитированной любым банком, и какой процент денег теряется при снятии денег в банкомате. Хотя в итоге эти проценты ежегодно составляют круглую сумму, особенно с учетом того, сколько пластиковых карт гуляет по миру. Visa International, например, недавно с гордостью объявила, что на конец 1 кв. 2003 г. количество карт Visa только в России составило 5,1 миллиона. Рост по отношению к прошлому году составил 111%, при этом оборот в российской торгово-сервисной сети по картам Visa вырос на 48% и составил $1,1 млрд. Упускать такие деньги никому не хочется. Поэтому банки всячески пытаются население убедить в том, что карта — это удобно и престижно. Исследование (по инициативе, естественно, самих банковских структур) по выявлению психологических особенностей держателей карт показало, что всех пользователей пластиковых карточек отличают личностные особенности, присущие деловым людям: независимость в принятии решений, восприимчивость к новому, стремление быть информированными, они любят быстрое развитие и нововведения, ценят время. Разумеется, никто из клиентов банков не хочет отказаться от такой характеристики, и они используют карточки с куда большим удовольствием. Так формируется образ держателя пластиковой карточки: например, продавцы в магазинах относятся к такому клиенту с уважением: это перспективный и платежеспособный покупатель; люди бизнес-среды принимают держателя карточки как равного и надежного партнера; женщина, имеющая несколько карточек, оценивается другими как бизнес-леди либо как состоятельная хозяйка; мужчина — перспективный и преуспевающий; для молодежи карточка — это признак определенной крутизны. В противоположность этому банки, предлагая магазинам заняться эквайрингом, то есть принимать к оплате пластиковые карты международных платёжных систем, обычно делают упор на другие характеристики «пластика». Например, на то, что прием к оплате карт различных систем обеспечивает клиентам широкий выбор вариантов платежа. Они смогут расходовать большие суммы и делать это значительно чаще, поскольку они не будут ограничены имеющимися наличными средствами. Владельцы карт легче решаются и на незапланированные покупки. Это общеизвестно: во всем мире, но пока не у нас, по пластиковым картам тратят больше денег, чем наличными. Во-первых, потому что их владелец не видит, сколько тратит, а во-вторых, когда тратят наличные, ограничены суммой в кошельке. В среднем, по некоторым данным, при платежах с помощью пластиковых карт траты возрастают на 25 — 30%. Уже с 2000 года доля активных пользователей, которые чаще оплачивали карточкой покупки и услуги, чем снимали наличные в банкоматах, в России начала плавно увеличиваться. Из-за этого к настоящему времени оборот по картам превысил 30% от общего объема торговых операций в магазинах, которые их принимают. Впрочем, это далеко от показателя США, где эта величина составляет 67%. Но, как бы то ни было, это уже аксиома: люди, имеющие пластиковые карты, в среднем имеют большие доходы, чем те, кто не владеет «пластиком». Потому и тратят больше.