Помните печально известного героя «Джентльменов удачи» Василия Алибабаевича, который пострадал из-за того, что разводил бензин ослиной мочой. Этот наивный простак в наших условиях точно бы не прижился. Во-первых, народные умельцы придумали много новых «респектабельных» способов «бодяжить» бензин. Во-вторых, каждый мало-мальски опытный водитель быстро отличит подделку от оригинала и, чтобы больше не рисковать, поищет себе другую АЗС, благо их теперь в Крыму предостаточно. Гости Крыма даже шутят, что у нас автозаправочных станций больше, чем автомобилей. Конечно, это большое преувеличение, но, как говорят, в каждой шутке…
АЗС на полуострове действительно много, и они поражают разнообразием не только названий, но и, к сожалению, качеством поставляемого бензина. Правда, каждый из местных автолюбителей выработал для себя приоритет «бензиновых» симпатий и «заправляется» в одной и той же фирме, которая пользуется у него доверием. Составляющие этого доверия известны: во-первых, качество топлива, во-вторых, возможность в любой географической точке найти знакомую и надежную АЗС.
Есть еще один ориентир, по которому многие ищут «свою» АЗС, — ее принадлежность Крыму. И, видимо, в этом есть своя логика. Ведь как бы солидно ни выглядела иностранная компания, работающая на крымском рынке, возникают опасения, что с ней могут появиться всякие неожиданности. Если фирма крымская и у нее что-то не складывается с уровнем обслуживания клиента, можно быстро выйти на руководство и все поставить на свои места. С иностранными проблему так просто не решишь. Кроме того, как правило, они начинают осваивать наш рынок с помощью так называемого франчайзинга, когда берутся старые и не совсем успешные АЗС (успешный бизнес, согласитесь, редко отдается в чужие руки), оформляются по-новому, а затем им поставляется топливо. Конечно, компания-иностранка затем следит, чтобы на франчайзинговой АЗС соблюдались все ее условия, в том числе и по качеству продукции, но полной гарантии, что так оно и будет, нет. Вот и получается, что патриотизм в бензиновом вопросе — вещь гораздо более надежная. Тем более что в Крыму достаточно надежных фирм, не один год работающих на топливном рынке и создавших себе солидную репутацию.
Одна из них — Топливно-энергетический комплекс «Современник», существующий с 1997 года и владеющий сегодня 44-мя автозаправочными станциями во всех уголках полуострова, несколькими нефтебазами и собственным автомобильным парком бензовозов. Имя компании у всех на слуху, и ее знают не только те, кто ездит по крымским дорогам. «Современник» несколько раз становился победителем престижных отечественных и международных премий, в том числе в Международном рейтинге «Золотая фортуна» в номинации «За качество поставляемой продукции и высокий уровень обслуживания».
Именно уровнем обслуживания своих потребителей в компании особенно гордятся, понимая, что от этого напрямую зависит не только ее доброе имя, но и доходы. «Доверие клиента, — говорит руководитель «Современника» Ленур Сеттаров, — это как раз тот момент в любом бизнесе, где прямо противопоказано рисковать, а потому каждое нововведение в нашем технологическом процессе сначала испытывается на предмет того, не будет ли это доставлять какие-то непредвиденные хлопоты нашим потребителям и как высоко оно ими оценивается. К примеру, введенная в апреле этого года такая новая форма взаимодействия с ними, как дисконтная карта, показала, что она достаточно быстро нашла своих почитателей. Владельцев карты, которая гарантирует увеличение процента скидки с ростом покупок бензина, сегодня в Крыму уже 9,5 тысячи человек. Доверие их к нам вполне окупилось — в мае наши клиенты сэкономили при помощи дисконтной карты 28 тысяч грн, в июне уже 48 тысяч, а в июле — 95 тысяч гривен».
О преимуществах дисконтной карты можно говорить много: это и небольшая ее цена (всего 10 грн), и возможность работать с ней широкому кругу родственников и друзей, и использование ее как лотереи для получения всевозможных призов. Но главный принцип дисконтной карты — возрастающий (от 3% до 10%) процент скидки на приобретаемый бензин. Привлекательность такой карты оценили не только потребители, но и некоторые другие владельцы сетей АЗС, и пока только в «Современнике» им гарантируют не денежную, а процентную скидку. А это значит, чем выше стоимость бензина, тем выше и экономия. В накладе не осталась и сама фирма: объем ее продаж по сравнению с прошлым годом увеличился на 30%. Таковы законы честного бизнеса — чем больше работаешь на пользу клиента, тем больше имеешь клиентов.
Крымский потребитель топлива вообще не обижен вниманием «Современника». Для него, к примеру, здесь придумали постоянно действующую акцию «1000 литров в подарок». Условия акции очень просты — на любой АЗС клиент бросает в специальный ящик листок с записанным на нем номером своего автомобиля. Эти записки собираются воедино, а затем среди них проходит розыгрыш. Победитель получает тонну бензина. Кроме того, такие же местные «лотереи» проводятся на каждой АЗС «Современник», где разыгрываются свои 100 литров. Этой интересной акции уже 2 года, в течение которых 4 счаст-ливчика обеспечили себя топливом на целый год.
Вот уже несколько последних лет комплекс работает и по программе «Открытый тест качества». Это своеобразный общественный договор между потребителем и поставщиком топлива, который предусматривает несколько позиций. Первое — в любое удобное для клиента время и без каких-либо предварительных условий «Современник» должен предоставить ему возможность сделать анализ купленного бензина и, если надо, еще и измерить точность его налива. Второе — пробы отдаются в специальную лабораторию, и через сутки клиент получает результат. В случае, если качество бензина не соответствует норме, ему компенсируют денежные потери за «неправильный» бензин. А если, не дай Бог, это станет причиной поломки автомобиля, фирма отремонтирует его за свой счет. Правда, таких случаев пока еще не было, и в «Современнике» уверены», что и не будет.
И прежде всего потому, что здесь действует собственная профессиональная служба контроля, которая инкогнито выезжает на любую АЗС и производит необходимые замеры по всем видам топлива. Эта же служба делает и так называемый входной анализ при доставке бензина с нефтеперерабатывающего завода, чтобы избежать его подмены в ходе транспортировки.
Но вернемся к Василию Алибабаевичу — симпатичному зэку с несимпатичными «бодяжными» привычками. Напоминание о нем заставило руководителя «Современника» Ленура Сеттарова просто рассмеяться. По его мнению, «бодяга» — занятие, выгодное для мелких кустарей. С тем объемом бензина, который «Современник» ежедневно продает на нашем рынке, для смешения его с другими веществами нужно строить специальный завод. А на отдельных АЗС проводить такие операции просто технически невозможно. Как правило, плохой бензин может поступать прямо с нефтеперегонного завода. Поставщик «Современника» — Кременчугский НПЗ, а его продукт специалисты называют и высококачественным, и самым стабильным, так как он не расслаивается ни при транспортировке, ни в процессе хранения.
В любом случае, по мнению Сеттарова, повторение глупого промысла смешного «ослиного джентльмена» на самом деле огромный риск. И прежде всего — потеря доверия клиента. А такими вещами в «Современнике» не рискуют.