Не успели утихнуть страсти по поводу кризиса на рынке агропродукции, как украинцы получили новый раздражитель. В последнее время все чаще возникают разговоры о грядущем кризисе на еще одном жизненно важном рынке — нефтепродуктов.В течение последних недель розничные цены на бензин и дизтопливо повысились на 5 — 13%, снова напомнив автомобилистам о неприятных временах бензиновых кризисов. Резкое повышение цен было вызвано ажиотажным спросом. К традиционным лидерам августовского потребления — аграриям — неожиданно присоединились другие группы покупателей. В результате спрос в некоторых регионах страны порой начал превышать предложение.
По мнению экспертов, дефицит нефтепродуктов, который возник несмотря на большие объемы переработки нефти, может привести к продолжению роста цен в сентябре. Это при том, что теоретически нефти и горючего на рынке должно хватать на всех. В действительности же продавцам все сложнее удовлетворить возрастающий спрос. Рынок теряется в догадках относительно природы дефицита и ажиотажа. Нефтетрейдеры озвучивают самые разные предположения. К поиску причин дефицита подключилось правительство.
Минэкономики заявило, что кризис спровоцирован реэкспортом. При этом представители министерства говорят, что запрещать реэкспорт как таковой нецелесообразно. Кабмин пока не пытался запугивать участников рынка усилением административного влияния, но недавние события на рынке продукции АПК показали, что государство может начать вмешиваться в деятельность предпринимателей в любой момент.
Цены на нефтепродукты медленно росли еще с начала августа, но рывок начался в середине месяца, когда рынок почувствовал дефицит бензина и дизтоплива. По мнению трейдеров, катализатором повышения цен стало сокращение продаж крупнейшим нефтеперерабатывающим заводом «Укртатнафта» (г. Кременчуг), который получил в августе для переработки на треть меньше нефти, чем в июле (336,5 тыс. т против 506,5).
Значительное сокращение продаж НПЗ, который не имеет собственной сети автозаправочных станций и является одним из крупнейших участников оптового рынка, быстро повлекло за собой ажиотаж. Компании-посредники, а также оптовые потребители нефтепродуктов ринулись к другим производителям, но их ресурсов оказалось недостаточно.
В течение 2 недель оптовые цены на дизтопливо и бензин повысились на 2 — 10%, вызвав повышение цен, начавшееся еще перед Днем независимости. Рост цен был подстегнут информацией об остановке двух нефтеперерабатывающих заводов: Херсонского НПЗ и НПЗ «Галичина». В числе причин их остановки торговцы называют нехватку российской нефти, которую предприятия не смогли купить из-за повышения мировых цен. По их словам, этот фактор совпал с сезонным увеличением спроса на нефтепродукты в конце лета, в частности со стороны сельскохозяйственных предприятий и автотранспорта. Потребители не могли позволить себе ждать, а их стремление запастись нефтепродуктами в ожидании роста цен только увеличивало ажиотаж.
Вместе с тем статистика не говорит о тотальном дефиците нефтепродуктов. По данным Минтопэнерго, с 1 по 28 августа на НПЗ было поставлено 1,812 млн т нефти, а переработано — 1,651 млн т, что не намного меньше, чем в предыдущем месяце. За весь июль заводы переработали 1,932 млн т нефти. Похоже, что значительный дефицит нефтепродуктов во второй половине августа больше связан с ситуативным сокращением предложения с некоторых заводов, а также с негативными ожиданиями покупателей.
Торговцы нефтепродуктами считают, что рост цен может продлиться и в сентябре и будет зависеть, в частности, от объемов покупки нефти заводами. По мнению президента «ТНК-Украина» Александра Городецкого, цены на нефтепродукты в сентябре вырастут на 5 — 10% из-за повышения цен на нефть в России. Другие трейдеры в прогнозах более осторожны. Они говорят, что сентябрь может быть нестабильным, но до конца месяца ценовая ситуация выровняется, и в октябре на фоне сезонного сокращения спроса цены могут пойти вниз.
Пока правительство никак не отреагировало на подорожание нефтепродуктов. По словам трейдеров, заметны были только действия Антимонопольного комитета, вмешательство которого фактически позволило сохранить на прежнем уровне цены на бензин и дизтопливо в Днепропетровской области, которые за две недели превратились из самых высоких в Украине в одни из самых низких. Кабинет министров может жестко отреагировать на неприятные тенденции на рынке нефтепродуктов. Наиболее опасным для НПЗ может быть решение правительства открыть каналы дешевого импорта, временно отменив налоги на импорт нефтепродуктов, о чем Кабмин предупреждал во время предыдущих кризисных ситуаций на рынке.
По сообщению пресс-службы Министерства транспорта, Государственная администрация железнодорожного транспорта «Укрзалiзниця» запретила станциям, обслуживающим нефтеперерабатывающие заводы, отгружать нефтепродукты на экспорт. Это решение связано с повышением цен на нефтепродукты. В этом году «Укрзалiзниця» уже ограничивала перевозку нефтепродуктов.
Из заявления ТД «Нафта Херсон»:
«Есть дисбаланс между спросом и потреблением. Он вызвал ажиотажное повышение цен у независимых трейдеров, которые не владеют ресурсом нефтепродуктов».
Сергей ЕРМИЛОВ, министр топлива и энергетики Украины:
«Главные причины роста цен на нефтепродукты в Украине — повышение мировых цен на нефть, а также реэкспорт российской нефти. Нефтетрейдерам выгоднее продавать российскую нефть за рубежом, чем в Украине, поэтому они увеличивают объемы ее экспорта, сокращая поставки на украинские НПЗ, и тем самым создают дефицит на внутреннем рынке».
Александр ГОРОДЕЦКИЙ, президент ООО «ТД «ТНК-Украина»:
«Более всего на цену нефтепродуктов влияет сырье, которое в структуре стоимости занимает 80 — 85% расценки на готовое горючее. Текущий рост цен на нефтепродукты специалисты ООО «ТД «ТНК-Украина» связывают с повышением цен на нефть в мире и ростом налоговой составляющей в Украине».
Николай ПРИЙМАК, генеральный директор УО «Укрнефтехимпереработка»:
«Рост стоимости нефти в мире на фоне неуменьшения налоговой составляющей в Украине заставляет НПЗ постоянно снижать и без того невысокую рентабельность и прибыль. НПЗ сегодня являются сдерживающим фактором, позволяющим розничным ценам оставаться стабильными. Удержание заводами расценок на топливо преследует одну цель — заботу о конечном потребителе».
ТОЛЬКО ЦИФРЫ:
Украина добывает около 3,5 млн тонн собственной нефти в год. Внутренняя потребность Украины в нефтепродуктах составляет 10 — 11 млн тонн.
По данным Государственного комитета статистики, Украина в первом полугодии текущего года использовала 106,9 млн тонн всех видов топлива, что на 10,2 % больше, чем в январе — июне минувшего года. При этом 42 % от общего объема использованного топлива составил газ, 23 % — уголь, 14 % — нефть и газовый конденсат, 6% — нефтепродукты (в 1-й половине 2002 г. — 39 %, 19 %, 17 % и 7 % соответственно).