Ровно 80 лет назад, 19 сентября 1923 года, в Советской республике было принято постановление Совнаркома «О набатном звоне», которое предписывало снимать колокола в церквах «в случае ненадобности». По прошествии времени сейчас уже можно констатировать: с этого момента взят отсчет духовному увяданию здоровья нации. Со времен крещения Киевской Руси жизнь нашего народа неразрывно переплетена кружевом колокольных перезвонов. По звуку звонниц наши предки соразмеряли свое время, отсюда и выражение «пробил час». Церковный набат вещал о наступивших праздниках, пожарах и эпидемиях, бил тревогу при нашествии чужеземных орд и во время стихийных бедствий. Вечевой же звон созывал людей на собрания. По существу, музыка храмов стала символом государственной мощи и единства народа, того, чего нам сегодня так не хватает. У славян даже сложилось поверье, что церковный звон охраняет от молнии и грома, злых сил и демонов.Откуда Русь заимствовала колокола, из Европы или Византии, — точно неизвестно. Но со временем колокольное искусство на нашей земле стало особенным. В православном храме волшебные звуки добывают посредством раскачивания «языка», при неподвижности корпуса. В Западной Европе, наоборот, раскачивают сам корпус колокола, а в Китае и Японии ударяют колотушкой по нему.
«Батюшкой» севастопольского колокольного ансамбля принято считать большой колокол, что на Херсонесе. Отлитый в конце XVIII века из пушек, взятых сотнями запорожских казаков и войсками Петра I при штурме крепости Азов, он несет в себе массу легенд и преданий. Говорят, что он путешествовал даже в саму Францию и побывал в соборе Парижской богоматери. Туристам рассказывают всевозможные приметы, связанные с Херсонесским «музыкантом». После услышанного кто старается в него стукнуться головой, дабы разума прибавилось, кто считает, что стоя, раскинув руки под изваянием, можно зарядиться энергией. Но это все слухи. Биоэнергетики же вполне серьезно считают, что звук колоколов порождает положительные вибрации. Благотворные колебания звука даже губительно действуют на вирусы человека, по типу антибиотиков.
А если вспомнить новейшую историю «батюшки», то в памяти всплывает знаменитая картинка, когда простодушный Буратино извлек из него гонг. Кинорежиссеру, по-видимому, пришлось привязать к нему веревку, т. к. язык колокола в советское время был ликвидирован. Язык прикрепили 2 года назад перед визитом Президента Украины. Кроме Кучмы, в херсонесский колокол звонил и Путин.
Для управления медным хором нужно четко различать тончайшие градации колокольных тонов, унаследовать обостренный музыкальный слух. В этом меня убедил знакомый звонарь Псковской школы Любомир.
О полифонии звукового спектра колоколен написано много трудов. Но не могу не упомянуть, что в теории «Музыка — колокол» существует 1701 (!) тон в октаве. Каждый тон имеет свое определенное многорядье сотрясения воздуха. Утратив же возможность слышать неповторимые переливы звонниц, мы потеряем зерно — часть жизни народа и его вековых традиций. К сожалению, наше поколение уже стояло на исходе XX столетия на пути этого лишения… Слава Богу, что колокольное пение до конца не умолкло в городе-герое даже во времена воинствующего безбожия, уничтожившего этот культурный пласт в большинстве сел и городов советской империи. Компартийцам пришлось терпеть колокольный звон в храме Всех Святых на ул. Пожарова во время Второй мировой войны.
Для возрождения былого величия Клакола (церковнославянский вариант колокола в православии) потребуется много усилий. Это и восстановление старых, и строительство новых звонниц, и освоение колокололитейного мастерства, история которого восходит к XIII веку. Но главная проблема — острая нехватка профессиональных звонарей. Невидимый дирижер колокольного оркестра, пожалуй, единственный, кто сможет уберечь от полного исчезновения это уникальное сокровище человеческой культуры.
В поисках такого мастера и привела меня дорога в одну из церквушек, что на окраине от исторического центра Севастополя.
Меня удивило, что колокола маленького храма заставляет петь не мужчина (как многие представляют), а хрупкая женщина Надежда. В этом ремесле ей помогает сестра по вере.
Познакомиться более близко со «звонаркой» мне не удалось. На все вопросы Надежда отвечала просто и уклончиво: «Не пишите обо мне. Я — простая грешница, как все». Моя собеседница посвятила всю жизнь служению Богу. От зари до зари ей приходится не только бить в колокола, но и петь в церковном хоре, читать молитвы многим прихожанам, помогать батюшке совершать литургии.
Беседа с некоторыми священнослужителями подтвердила мое беспокойство. Для вновь приобретаемых колоколов нужен звонарь-профессионал, а именно такого мастера подчас и не хватает. «Впрочем, опытных звонарей по всей Украине можно пересчитать по пальцам. Этой профессии у нас, по-моему, не учат, — рассказывает один из священников. — Существует несколько школ в России. Самые знаменитые — в Ростове и Пскове».
— Где же сейчас отливают колокола?
— Слава Богу, с этим проблем нет. Колокололитейные заказы выполняют предприятия Донетчины, в Димитрове и Доброполье. Крупные колокола отливали в Днепропетровске.
Колокола Покровского собора на Большой Морской запели только после открытия храма в 1992 году. Сейчас на центральной звоннице города укреплено 10 колоколов различного калибра. 11-й, треснувший, снят. По словам церковного старосты Виктора, колокол поглощал звук, по-видимому, при плавке в состав попала частица воздуха.
— Если язык колокола длиннее, то он вредит корпусу, — делится Виктор. — Все должно быть в пропорции. Кроме колоколов, на этой звоннице прикреплена титановая била с колотушкой, которая воссоздает фон колокольного звука. Кстати, позировать перед нашим фотокором пономари-звонари по своим соображениям отказались.
Кроме доминирующих православных храмов в Севастополе, существуют и другие христианские приходы. Родственная православная ветвь Украинской греко-католической громады пока, к сожалению, своего колокола не имеет. Но по словам настоятеля храма Святого апостола Андрея Первозванного о. Петра, в начале октября горсовет планирует рассмотреть уже во втором чтении вопрос и утвердить отвод земли под строительство культурно-духовного центра. Одним из элементов архитектурного ансамбля проектом предусмотрена колокольня в стиле украинского барокко.
Медленнее продвигаются дела у севастопольских римо-католиков. Отец Леонид рассказывает, что рядом с католическим храмом Святого Климента раньше размещалась своя звонница. Однако в 1936 году культовое сооружение у верующих отняли, в нем разместили электроподстанцию, а колокольню снесли. Сейчас в этом здании слышны не волшебные звуки клакола, а киношные диалоги кинотеатра «Дружба».
В церкви христиан-адвентистов седьмого дня, что на ул. Брянской, колокольный звон не практикуется. Здесь не существует наглядных атрибутов. Пастор Виктор говорит, что его верующие акцентируют внимание только на изучении Библии.
Союзу свободных церквей христиан евангельской веры Украины в церкви «Иисус Христос» звук колокола тоже без надобности. Прихожанка Алла утверждает, что в Писании ничего не сказано о строительстве храмов, звонниц или о ношении крестиков.
Сколько же колоколов и звонниц в Севастополе? Доподлинно неизвестно. Да это и не так важно. Судьба однажды свела меня в Донецке с о. Геннадием, знатоком звонарного дела. Мне посчастливилось услышать, когда протоиерей, находясь в Иловайске, без помощи колоколов извлекал прекрасный церковный звон. Оказалось, о. Геннадий, приспособив различные предметы кухонной утвари (сковороду, кастрюли), сумел создать неповторимый звук, радуя слух собравшихся верующих.
Тем не менее опытных звонарей в православном Севастополе найти трудно. В большинстве храмов заботы о колокольном звоне поручены либо алтарникам, либо пономарям. Можно предположить, что сегодня нотр-дамский звонарь Квазимодо мог бы гордиться своим искусством. Его профессия стала востребована на пост-советских просторах.
«Все утрачено. Вряд ли произойдет звонарское возрождение. Это проблема каждого прихода» — сказанное отцом Георгием словно обжигает теплящуюся надежду, а в подтверждение этих слов разносится жалкое подобие церковного перезвона его прихода.
Полетность колокольного звука зависит также и от храмовой архитектуры. За десятилетия коммуно-атеистической войны с народной совестью безвозвратно стерты с лица земли многие типовые церкви. А вместе с ними пропадали и звонницы, неразлучные спутницы церковного зодчества.
К счастью, не все так мрачно в православном мире Севастополя. Отрадно было узнать, что в Балаклаве в храме Святых Двенадцати Апостолов служит профессиональный звонарь. О. Киприан рассказал, что до этого их звонарь окончил Духовную семинарию и служил в Свято-Почаевской лавре. Балаклавский храм XIX столетия был восстановлен лишь в 90-х годах прошлого века. А до этого партийцы запрещали колокольный звон.
В инкерманском Свято-Климентовском монастыре, продвигаясь по каменному коридору-тоннелю в Светлую Седмицу, любой прихожанин по желанию может подняться на колокольню и сам позвонить в колокола.
Церковные ансамбли города-героя, словно пробуждающиеся от зимней спячки подснежники, наполняют своим ароматом музыки наши опустошенные сердца.
Уже сейчас из медных уст церкви Всех Святых на ул. Пожарова и Владимирского собора на Центральной горке летит по бескрайним крымским холмам и белокаменным лабиринтам манящая песня звонниц. И неважно, что колокол для Всехсвятского храма доставали с большим трудом. С ними перекликается с Северной стороны уничтоженная в советское время колокольня Свято-Никольского храма. Свечница Анна говорит, что, возможно, некоторые из колоколов, кроме большого, принадлежали раньше кораблям. Завершается строительство Херсонесского кафедрального собора Равноапостольного Князя Владимира. Обнадеживает ситуация со строительством храмов в отдаленных уголках Севастополя.
Медленно, но уверенно принимает древняя земля свой утраченный былой лик. Хочется верить, что в скором будущем все восстановленные и новые церкви города обретут свои голоса и мастеров перезвона.