Насколько безопасным является строительство аммиачного терминала

Основной целью спецоперации российской власти относительно украинского острова Тузла могло быть удовлетворение бизнес-интересов мощного российского предприятия «Тольяттиазот». Такую версию выдвинул в эфире телеканала «1+1» ведущий информационно-аналитической программы «Эпицентр» Вячеслав Пиховшек.Рассматривая возможные цели действий российской власти в конфликте вокруг украинского острова Тузла, ведущий «Эпицентра» высказал предположение, что основной из них было увеличение прибыли от продажи аммиака, который производит предприятие

«Тольяттиазот». По информации «Эпицентра», производственное объединение «Тольяттиазот» в Самарской области России контролирует до 15 процентов мирового рынка аммиака, причем 85 процентов изготовленного — экспортирует.

Аргументируя свою версию, тележурналист сообщил, что в советские времена аммиак, изготовленный в Тольятти, экспортировался аммиакопроводом «Тольятти — Одесса» непосредственно на Одесский припортовый завод, построенный специально для его транзита. Там его загружали на корабли. Учитывая высокую токсичность аммиака с этого района, было отселено три населенных пункта и была создана двадцатикилометровая зона безопасности. После обретения Украиной независимости «Тольяттиазот» остался без своего порта. Это предприятие хотя и приватизировало аммиакопровод, но было вынуждено платить Украине как фактическому монополисту канала в Керченском проливе за транзит аммиака. Украина поднимала тарифы, россияне много раз обращались к украинскому правительству по этому поводу и, в конце концов, начали предупреждать о намерении построить свой собственный аммиакопровод и свой порт, где будет загружаться аммиак, — излагает историю вопроса «Эпицентр». В июле этого года украинские тарифы на транзит аммиака были уменьшены в четыре раза. Но российская сторона на то время уже начала строить свой порт. Месторасположение будущей перевалки аммиака на берегу Тамани в районе села Волна возле мыса Железный Рог граничит именно с косой Тузла. В связи с чем ведущий «Эпицентра» высказывает предположение о возможном маршруте транспортировки экспортного аммиака: в Воронежской области аммиак будут перегружать в цистерны и потом по железной дороге будут перевозить в терминал в районе села Волна Темрюкского района Краснодарского края. 60 километров железнодорожного пути уже построено. Строительство терминала резко активизировалось в начале сентября, причем строят его и ночью, и в выходные. Вячеслав Пиховшек на основании изложенной выше информации конкретизирует свою версию. Он допускает, что российский предприниматель Владимир Махлай, который имеет отношение к «Тольяттиазоту», уже вложил деньги в строительство инфраструктуры нового аммиакопровода и нового морского терминала. После этого Украина резко снизила тарифы на транспортировку аммиака по своей территории. «Неужели ему терять закопанные в землю деньги? Скорее он будет продолжать строительство. Тем более что новый терминал даст ему возможность экспортировать вдвое больше аммиака», — делает вывод телеведущий. Объясняя взаимосвязь между строительством аммиачного терминала и дамбы к украинскому острову Тузла, «Эпицентр» сообщает, что, еще когда россияне готовили техническое обоснование нового проекта, они как одну из основных проблем определили высоту волн в 6,5 метра. Потому дамба может быть предназначена для удержания волн.

Инфраструктуру по перевалке аммиака нельзя строить в открытом море — только в закрытой лагуне, а в результате строительства дамбы их получится две. Это как раз то, что нужно танкерам для перевозки аммиака. Дамба помогает решить еще одну проблему, вернее, попытаться решить — если россияне смогут-таки перехватить украинский контроль над островом Тузла, им не нужно будет платить за транзит кораблей, а это миллионы долларов.

«Если эта версия является правильной, тогда можно объяснить, откуда деньги на «дамбу столетия», кому под силу — использовав российские выборы как операцию прикрытия — профинансировать переброску техники со всех регионов России и мощную пропагандистскую кампанию.

Только тому, кто смог перебросить для строительства железной дороги от Воронежа до Темрюка не больше не меньше, чем Железнодорожные войска России. Только тому, кто смог организовать отставку чиновников с Тамани, которые выступали против строительства терминала. Только тому, кто смог организовать перепрофилирование земель, необходимых для этого. Только тому, кто может закрыть глаза на уголовное дело, открытое российскими госорганами против «Тольяттиазота», за многоразовое игнорирование государственных предписаний о прекращении строительства в этом сейсмически опасном районе», — считает Вячеслав Пиховшек.

Он допускает, что бизнес-интересы в аммиачном деле могут выходить на самый верх российского руководства, в Кремль, а также в российское дипломатическое ведомство. По его мнению, это не уровень Владимира Махлая, несмотря на его капиталы. Он не мог сделать так, чтобы российский премьер Михаил Касьянов на совместной пресс-конференции с премьер-министром Украины Виктором Януковичем говорил об острове Тузла не как об острове, а как о надводной части косы. Между тем договор между Украиной и Россией устанавливает границу по суше, а если Тузлу рассматривать не как остров, а как надводную часть косы, то это уже морская граница, и слова Касьянова можно рассматривать как завуалированную форму претензии на остров. А если россияне будут контролировать Тузлу, то за проход кораблей с махлаевским аммиаком не будут платить.

Ведущий «Эпицентра» ссылается на авторитетную экспертизу директора Геологического института Российской академии наук Юрия Леонова. Российский ученый считает, что сейсмичное состояние в этом районе — это реальная опасность для строительства терминала. Есть немало научных свидетельств, что через Керченский пролив проходит линия разлома и потому здесь часто активизируются грязевые вулканы, плавает дно. В российской «Новой газете» (19 декабря 2002 года) уже приводились официальные документы «Тольяттиазота»: «…при авариях в зону поражения могут попасть островной причал, дом отдыха «Факел», село Волна, станция Тамань, поселок Виноградное и станция Вишестеблиевская… расчетное время подхода тучи аммиака к этим пунктам составляет несколько минут…».

«Между тем «Тольяттиазот» обратился к американцам, в Международную финансовую корпорацию с просьбой предоставить кредит на строительство «перевалки» в сумме более 52 миллионов долларов. МФК присвоила этому проекту категорию «А» — к ней относятся проекты, которые могут негативно повлиять на окружающую среду», — сообщает информационно-аналитическая программа «Эпицентр».

Другие статьи этого номера