«Учитель, который не уверен в своем завтрашнем дне, не может воспитать сильную личность»

Беседа с депутатом Ленинского районного совета, заслуженным работником образования Украины, учителем-методистом, отличником образования Украины директором гимназии № 7 В.А.КИТРОВОЙ.- Валентина Александровна, вы хорошо известный в городе директор гимназии. Ваши функциональные обязанности требуют огромного приложения душевных и физических сил. В то же время вы — депутат районного совета, член координационного совета депутатского объединения в рамках 225-го округа. Чем важна для вас депутатская работа? Что дает вам, директору гимназии, такое непростое совмещение?

— Я работаю депутатом Ленинского районного совета уже четвертый созыв. А в рамках работы директора школы депутатскую деятельность я считаю очень важной, поскольку постоянно необходимо владеть новой информацией, встречаться с различными людьми, работать в различных общественных организациях, советах районного или городского масштаба. Это тем более необходимо, поскольку образование всегда, во все времена, находилось на остаточном принципе финансирования, так же, как и культура, как здравоохранение. Надо досконально знать это положение, чтобы аргументированно ставить и решать вопросы улучшения финансирования по всем социальным сферам. Я считаю, что в этом плане определенные наработки были сделаны, и, вероятно, потому за последние два созыва возросло представительство в совете директорского корпуса, начиная со среднего звена образования, причем не только в совете районного масштаба. Когда-то в совете я была одна директор-депутат, потом нас стало двое, а сейчас у нас целый отряд директоров-депутатов. А сейчас мы стремимся работать так, чтобы наши проблемы, крик души образования были услышаны всем депутатским корпусом, услышаны властями.

— Вы произнесли слова «крик души». О чем же кричит директор?

— Я начну со сравнения: все прекрасно понимают, что врач не может лечить только одними медикаментами, ему нужен еще и инструментарий. Но никто не может понять, что и учитель не в состоянии работать в классе один на один с учебником или доской, когда одновременно не задействована вся широкая сеть — методическая, техническая, научная. Да, у нас есть лишь этот дичайший минимум, который дает и минимальные результаты в рамках образования. Мы все время стремимся в цивилизованное общество, говорим об этом со всех трибун: «Должны. Должны. Должны…». Но ведь ясно: все то, что составляет жизнь ребенка от детского садика до студенческой скамьи, все это ныне есть современная техника. Прогнозируем дальше: может ли учитель с этим мелом, с этой доской, в лучшем случае с учебником, которому уже 8 — 10 лет, обучать детей? Разумеется, нет. А как нас финансируют? Только зарплата и коммунальные услуги. В крайнем случае — аварийные виды ремонта. И все. Вот почему для меня так важна депутатская деятельность. Работая в комиссиях, присутствуя на сессиях, обсуждая проблемы в рамках депутатского объединения, которое создал под своей эгидой народный депутат Украины В.А.Заичко, мы делаем все возможное, чтобы нас слышали, нас понимали. Чтобы каждый из нас включался в этот процесс и не только говорил, а делал все для того, чтобы образование становилось таким, какое будет востребовано современностью, чтобы наши дети стали востребованными. И эту востребованность надо обязательно обеспечить в рамках завтрашнего, а не вчерашнего дня.

— Валентина Александровна, идея понятна. А что уже удалось сделать конкретно? Реально?

— В Ленинском районе, где даже молодым школьным зданиям уже лет тридцать исполнилось, очень остра проблема их безаварийности. Но капитальный ремонт давно уже не предусматривается в статье расходов. А ремонтировать надо постоянно, сегодня кровлю, завтра систему отопления, канализацию. И вот, наконец, удалось провести аварийные ремонты за счет ассигнований в рамках Программы социально-экономического развития города. Огромнейшую работу проделал в этом плане В.А.Заичко — все деньги до копейки, которые планировались на ремонт, получены. Пусть сумма небольшая, но самые «горячие точки» привели в порядок к началу учебного года.

— Вопросы ремонта школьных зданий были острыми всегда. Но ведь жизнь не стоит на месте. Время требует от школы нового подхода к самой системе образования.

— Совершенно верно. И эту задачу нам удается решать. Прежде всего — компьютеризация школ. Мы постоянно подчеркиваем, что компьютеризация — это не излишество, а необходимость и вводить в обучение надо с детского сада. Но одно дело, когда об этом просит директор, другое — когда эта совместная проблема находит поддержку на всех уровнях власти. В этом году в результате такой политики и помощи горгосадминистрации, депутатского корпуса удалось получить средства на развитие материально-технической базы школ, приобрести новые компьютеры. Теперь в Ленинском районе нет ни одной школы без компьютерного класса. В нашей школе информатика вошла в учебный процесс еще в 1991 г. Ныне нам удалось обновить базу, приобрести частично мебель, переоборудовать классы, модернизировать библиотеку. Сейчас руководителям школ удается регулировать потребности учебных заведений и частично обновлять классы. Иначе говоря, ты уже сам делаешь то, что необходимо, а не то, что тебе диктуют. В рамках депутатского объединения мы решаем проблемы, которые касаются социальных нужд нашего учительства, и одна из самых острых — отсутствие молодых специалистов. Мала зарплата, нет места в общежитии… Каждая школа задыхается в этих проблемах. Но вот теперь стало возможным серьезно, на всех уровнях обсуждать вопрос кадров. Депутатским составом решаем также вопрос дополнительного финансирования школьных кружков, чтобы обеспечить интересное и рациональное проведение свободного времени детей по месту жительства и учебы. И это, безусловно, приносит свои плоды. Не случайно наши ребята успешно участвуют в конкурсах и состязаниях и в городе, и в стране.

— Валентина Александровна, наша беседа — редкий случай, когда руководитель не столько жалуется, сколько гордится сделанным, испытывает удовлетворение от достигнутого.

— Проблем, и прежде всего социальных, у нас предостаточно. Но учитель, который не уверен в своем завтрашнем дне, не может воспитать сильную личность, настоящего гражданина своей страны. Надо чувствовать себя весомо. Ты сознательно избрал эту профессию, тебе надо творчески, с достоинством работать, а не ощущать себя нищим. И я хочу подчеркнуть, что эта гордость у нашего севастопольского учительства имеет свои корни.

Другие статьи этого номера