В редакцию обратились жители поселка бывшего ВИР (он же п. Вавилова, д. Дальняя), ныне помологическая станция. Примечательно, что заявлений — два, но написаны они по разным причинам, а обращает на себя внимание общая проблема: ремонт кровли. И если в целом по городу нарекания по обновлению крыш со стороны севастопольцев сводятся к временным и качественным критериям, то здесь случай особый.ВИР (в прошлом — Всесоюзный институт растениеводства. — Авт.) капитально застраивался еще в 60-е годы минувшего столетия. Когда хозяйство было под «бдительным оком» партии и советского правительства, особых проблем в быту жители не испытывали. Однако под занавес перестройки начался активный процесс распада — увядания и запустения некогда процветающего селения. Номинально подчиняясь столичной Академии наук, станция меняла одного директора за другим. Каждый следующий руководитель охаивал предшественника, и в конечном итоге сложилось впечатление, что чехарда с руководством планомерно была направлена на разрушение уникального потенциала научной станции. Эти предположения высказывает и большинство сельчан. Сегодня, кстати, в правлении ВИРа должно состояться собрание по поводу передачи станции другому хозяину. Ведомственное жилье, между тем, передается в коммунальную собственность города, как и очистные сооружения и остальная инфраструктура поселка. Поэтому понятна тревога более чем 700 вировчан в связи с пертурбацией в подчиненности (бывшие хозяева задолжали людям зарплату, все коммуникации жилфонда в запущенном состоянии и т.д.).
Но вернемся к вопросу о крышах. В обращении жильцов домов 4 и 7 чувствуется не только обеспокоенность, но и справедливое возмущение. Крыши в поселке не ремонтировались со времен царя Гороха. Народ не столько недоволен протекающими потолками, постоянно замыкающей из-за влаги проводкой, сколько опасается уже за собственные жизни в связи с аварийным состоянием жилищ. Ведь, по словам одной женщины, многотонные плиты и перекрытия могут в одночасье попросту рухнуть. Тревога вынудила некоторых людей в разное время, не дождавшись помощи, затратив немалые средства (хоть коммунальные услуги они оплачивали сполна) «своими силами отремонтировать и покрыть шифером крыши над своими квартирами. Пришедшая теперь помощь пришлась не во благо жильцам». Ремонтники (читай: заказчик в лице УЖХ. — Авт.) вначале даже предлагали демонтировать шиферные участки (?!), чтобы начать ремонт полностью. Когда же корреспондент «Славы Севастополя» обратился к руководству управления жилищного хозяйства за разъяснениями, то получил ответ, что, мол, при несогласии жильцов с этим решением крыши двух домов просто не будут ремонтировать. На другой вопрос редакции: «Почему нельзя покрыть кровлю на укороченной площади?» начальник УЖХ Геннадий Плотников парировал: «У меня вообще времени в обрез. Есть проектное решение устройства кровли. Обрезать рубероид никто не будет! У меня и так много нуждающихся, могу рабочих послать на другие объекты». Люди справедливо задаются вопросом: а за чьи деньги-то делается ремонт? Не за те ли тысячи, уплаченные ими в свое время?
Между тем, по словам одного из кровельщиков, проживающего в поселке, ремонт можно осуществить без особых усилий. Под кровлю (шифер) прокладывается водоотбойник (кладка 3-х кирпичиков в четверть до высоты 35 см), затем край еврорубероида поднимается к краю стенки и делается примыкание.
Не берусь судить об этом предложении, но то, как коммунальщики хотят решить проблему, напоминает классический вариант по-булгаковски. Только герой из «Собачьего сердца» предлагал все просто «взять и поделить», здесь же предлагается тоже просто, но «не проводить ремонт вообще». Вопрос о том, какой фактор важнее — «временной» или «человеческий», — в данном случае риторический.
Тем временем крыши в этих домах продолжают течь, люди выясняют отношения, кто виноват, упрекают друг друга, а власти до этого, по-видимому, дела нет.
Со вторым обращением ситуация не менее запутанная. Дело в том, что в одноподъездном доме 2 все квартиры приватизированы. Этим людям управление наотрез отказалось проводить ремонт. Дом в коммунальную собственность не принимается. Вроде все правильно, по закону. Но ведь «жильцы практически до последнего времени платили квартплату наравне с владельцами неприватизированных домов».
По словам Геннадия Михайловича, таково законодательство.Первый капитальный ремонт после приватизации проводит бывший собственник. Однако собственником жилья выступало государство в лице помологической станции в системе НАН Украины. Замкнутый круг?
У станции, возможно, в скором времени появится новый собственник. Поговаривают, что это Никитский ботсад г. Ялты. Однако кто бы ни взял сейчас на свой баланс научное хозяйство, сомнительно, что этот хозяин взвалит на собственные плечи долги обанкротившегося заведения по зарплатам и, возможно, другим платежам.
Примечательно, что вировцы обратились кроме редакции нашей газеты и к главе Севастопольской горгосадминистрации. И это лишь малая толика назревших проблем на станции. Редакция будет держать руку на пульсе дальнейших перипетий с этим поселком. Очень не хочется, чтобы некогда гремевший на всю страну поселок с обликом живописного Эдема, научным потенциалом и человеческими ресурсами был до конца уничтожен или когда-нибудь стал кормушкой для сомнительных личностей.
(Продолжение будет).