Чего мы уже НЕ имеем

По закону о кондоминиумах, или как их называют «объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД)», в городском бюджете на 2004 год народные избранники должны были предусмотреть средства на их создание. Ведь это сейчас одно из приоритетных направлений государственной политики, направленной на улучшение положения в жилищно-коммунальной сфере. И что самое главное — полностью отвечает интересам самих жильцов.Жильцы как приватизированных, так и не оформленных еще в их собственность квартир сталкиваются с необходимостью ремонтировать трубы и канализацию, остановившийся лифт и разрушающийся козырек над подъездом, мыть лестницы и благоустраивать территорию вокруг дома. Но беда в том, что в обоих случаях они не привыкли рассматривать подъезд, крышу и тот же лифт тоже как свою, хоть и долевую, собственность. Реальным способом создания безопасного и комфортного жилья является создание товарищества собственников, совместно управляющих своим кондоминиумом, который позволит выйти из-под зависимости от жэка, решать, как наиболее выгодно использовать подвалы, чердаки, нежилые помещения и придомовые территории, обеспечивать защиту прав и интересов собственников недвижимого имущества.

В Севастополе движение по образованию кондоминиумов наша общественная организация «Городское кольцо» начала еще прошлым летом. Действия эти были активными, и нельзя было депутатам не заметить стремления тысяч членов организации, многих севастопольцев по всему городу — их же избирателей — стать полноправными хозяевами своих домов и придомовых территорий. Полгода было у горсовета на то, чтобы учесть в бюджете расходы на процедуру создания кондоминиумов. Но фактически волеизъявление тысяч людей законодательная ветвь власти Севастополя просто-напросто проигнорировала: ни копейки на оформление ОСМД и передачу жилья настоящим собственникам в этом году выделено, по всей видимости, не будет!

Основные траты приходятся на проведение инвентаризаций, геодезические изыскания и оформление техпаспортов домов, где жильцы решили объединиться. Сделать эти документы накануне передачи домового комплекса в собственность кондоминиума закон обязал именно городские власти.

Но, похоже, в городе даже нет мало-мальски реального плана создания кондоминиумов как средства решить многие жилищно-коммунальные проблемы на местном уровне. Главный же недостаток в проводимой работе — отсутствие рационального подхода и системности в организации этой работы. Чиновники пока все сводят к даче консультаций, после которых у инициаторов создания кондоминиумов возникает еще больше вопросов. Между тем у нас есть уже специалисты в этой области, есть накопленный в других регионах опыт. Можно привлечь к делу общественность. Депутаты обязаны были это сделать. Но, как видим, не сделали… А председатель горгосадминистрации, если просто говорить, — не Кио и не Копперфильд: сколько и на что ему горсовет «отпустил» в этом году денег, то он дальше и «выдает на-гора» — в рамках этих сумм и поставленных задач. Если закон о бюджете принят, тут уже и исполнительной власти, и общественности трудно что-либо сделать.

А ведь как раз то, что была создана наша общественная организация и масса людей обращается со своими проблемами к нам, говорит об определенном вакууме в городской законодательной власти, на месте которого должна быть реальная забота о горожанах, желающих управлять своим жильем. Похоже, депутаты в этом направлении мало работают, а «Городское кольцо», при всей своей многочисленности, увы, не может их заменить в деле выполнения «функциональных обязанностей». Если бы все работали, как положено и как обещали народу, вопросов у людей сразу поубавилось бы.

Предусмотреть средства на «раскрутку» в Севастополе кондоминиумов — работа постоянной комиссии горсовета по бюджету и социально-экономическому развитию Севастополя. Проконтролировать, как реализуется закон о кондоминиумах в Севастополе, — обязанность руководства горсовета. По этому закону власть, передавая здания, сооружения и придомовые территории с баланса «всей громады» на баланс конкретного общества совладельцев многоквартирного дома, обязана привести их и коммуникации в порядок, иными словами, произвести комплексный ремонт или взять на себя значительную часть расходов на это.

К примеру, на геодезические изыскания по определению границ придомовой территории одного жилого дома нужно выделить из бюджета 400-700 гривен. В городе — 80-90 домов, реально претендующих на аббревиатуру ОСМД. То есть нужно было на первом этапе хотя бы 30-40 тысяч гривен. Что, в более чем 300-миллионном бюджете города таких денег не нашлось?

Увы, ничего в данном направлении сделано не было. Что за этим усматривается?

Общественность уверена, что это не просто лень и не только нежелание чиновников. Мы подозреваем, что за этой «бездеятельностью» могут скрываться какие-то экономические моменты, которые призваны тормозить создание кондоминиумов. А именно то, что НЕсоздание ОСМД выгодно всем имеющим хоть какое-либо отношение к так называемому среднему звену власти. Начиная с начальника рэпа, который приписывает себе площадь придомовой территории якобы для уборки: чем больше всего на балансе, тем легче, как говорится, «урвать». Большой тормоз — коммунальные службы: чем больше в их ведении домов, сетей, коммуникаций, тем чаще и объемнее, к примеру, можно делать всякие разрытия, где средства могут быть «закопаны в землю», а затем «отмыты». Новые же владельцы — сами жильцы — каждую копейку считать будут, а договоры на обслуживание заключать только с добросовестными службами и поставщиками.

Затягивание процесса создания кондоминиумов выгодно, наконец, и тем товарищам, которые не расстаются с мечтой забрать у жильцов чердаки и придомовые территории, вспомогательные и нежилые помещения. Устраивает «ничегонеделание» и других чиновников, которые деньги, что могли бы пойти на кондоминиумы, пустят, возможно, на нечто, более отвечающее интересам их или «третьих лиц». Хотя в понимании широкой общественности средства из бюджета в первую очередь должны выделяться на социальную сферу и силовиков, чтобы порядка на улицах и в бизнесе было больше, а налоги собирались сполна, пополняя ту же казну.

Но пока людям впору кричать: «Караул, грабят!». Чтобы не было такого «тихого лишения», вернее, непредоставления жильцам предусмотренных законом средств на благоустройство их домов, они должны более активно объединяться для создания кондоминиумов и требовать денег на ремонт крыш, стен, сетей и т.п. Кстати, напомню, что местные власти обязаны в установленные нормативными актами сроки, но не реже чем один раз в 50 лет, делать капитальный ремонт зданий. Так записано в законе. Посмотрите на центральное кольцо города — много там за последнее десятилетие на казенные деньги приведено в порядок домов полувековой постройки?

Мало того, давно и рьяно разрушается экономический фундамент создания ОСМД путем распродажи или сдачи в многолетнюю аренду вспомогательных, нежилых, встроенно-пристроенных помещений, в том числе подвалов, без законных на то оснований. Хотя даже в аренду, по решению горсовета от 12 ноября 2002 г., подвал или иное место общего пользования жилого дома нельзя сдать без письменного согласия владельцев более половины квартир. Но они сдаются и даже продаются.

Причем такое «разбазаривание» частей жилых домов отнюдь не приводит к накоплению бюджетных средств, нужных для создания в этих же домах кондоминиумов. На пути подобных «сделок», проводимых, возможно, коррупционными методами, могут встать только сами жильцы, несогласные с таким «соседством». И закон на их стороне.

Помните: если в подвале постоянно стоит вода, а крыша течет, стены в квартире заплесневели, а на лестничной клетке обвалились и испещрены ругательствами, окна и двери в подъезде выбиты, а дома холодно, — никто сегодня, кроме самих жильцов, себе не поможет. Только объединив усилия в стремлении стать реальными собственниками не только жилплощади, а всего жилищного комплекса, можно реально управлять его благоустройством. И получать, кстати, на это дело плату от сданного в аренду под магазин полуподвального помещения или первого этажа. Причем в полном объеме, как положено по установленным нормам.

По закону о кондоминиумах 1996 года в нашем городе зарегистрировано несколько ОСМД. Но это по сути — «мыльные пузыри». Например, дом на ул. Большой Морской, 35, начав свою «новую историю» с ноября 2001 года, до сих пор остается в подвешенном состоянии. Здание на баланс кондоминиуму так и не передано, а от придомовой территории сторонние организации пытаются оторвать солидные куски. Есть даже проект пристройки к торцевой стороне дома трех-этажного ресторана! Так что сейчас там идет борьба, как говорится, за «место под солнцем» — за придомовую территорию. А ведь она по закону уже должна принадлежать кондоминиуму. Впрочем, наша организация проводит сейчас тщательную проверку того, что там происходит. Результаты мы обнародуем, по установившейся традиции, с помощью газеты. Расскажем и о другом нашем расследовании — по дому 38 по той же Большой Морской, жильцам которого просто отказано в регистрации кондоминиума. Хотя они имели на вооружении уже новый, более совершенный закон об ОСМД от 29 ноября 2001 года, предусматривающий бесплатное оформление всех документов, связанных с созданием кондоминиумов. Кстати, по этому закону в Севастополе до сих пор не зарегистрировано ни одного объединения совладельцев домов.

Правда, «беспредел чиновничий» царит все же не по всей стране. Так или иначе, но в Украине зарегистрировано около 1500 ОСМД, из них в Крыму — 155, Днепропетровске — 60, Николаеве — около 150, в Полтаве — более 100. Из их опыта даже родилось ноу-хау: чтобы в доме появилось объединение совладельцев жилья, нужно начать к нему что-либо пристраивать или год не вывозить мусор. Тогда от безысходности жильцы будут просто вынуждены создать кондоминиум и жить по новым правилам.

У нас пока альтернативы допотопной «коммуналке» нет, и прогрессивная форма развития жилищного комплекса через кондоминиумы искусственно сдерживается «сверху». Правда, по нашим сведениям, Ленинский район предусмотрел средства на кондоминиумы в этом году. За что спасибо, в первую очередь, главе райгосадминистрации Александру Шиловцеву.

А вот наши конкретные предложения по реформированию ЖКХ:

— Учитывая, что в Земельном кодексе Украины не предусмотрена передача земельных участков в постоянное пользование ОСМД, принять решение на сессии горсовета об их продаже кондоминиумам по какой-то чисто условной цене.

— Учитывая, что законом об ОСМД от 29.11.2001 г. не предусмотрена передача жилых домов в собственность кондоминиумов, принять на сессии горсовета решение об их продаже объединению жильцов по такой же условной цене.

— Горсовету изыскать средства на проведение капремонтов в домах, перешедших на условия работы ОСМД, а также предусмотреть условия различных льгот для привлечения инвестиций самими кондоминиумами и внутри них.

P.S.

Учитывая увеличение потока жалоб жильцов на «чиновничий беспредел», а также в связи со словами Президента Л.Кучмы о «враге государства 1» в его последнем выступлении на Всеукраинском совещании по проблемам борьбы с организованной преступностью и коррупцией и защиты прав человека, совет «Городского кольца» объявляет о создании на базе своей организации общественного комитета по борьбе с бюрократией и коррупцией и ждет от севастопольцев поддержки, обращений и писем обо всех фактах злоупотреблений, вымогательств в жилищно-коммунальной сфере. Телефон общественной приемной 55-41-51 — ежедневно, кроме субботы и воскресенья. Письма — на адрес «Славы Севастополя».

Другие статьи этого номера