Начался Великий пост — весна души, очищения, обновления, радости. Это — момент, когда жизнь пробивается, начинает крепнуть и доходит до своего торжества в воскресении Христовом. В это время Церковь не торжествует, не празднует, а врачует; вход в церковные ворота — вход в лечебницу. Теперь здесь лечат души.Порча души началась давно — с тех пор, как человек сам исказил свою душевную природу. Заболело тело — значит нарушен какой-то закон природы. Болит душа — значит нарушил какой-то духовный закон. Болезни тела точат организм, болезнь души ведет к отмиранию ее способностей. С болезнью тела приходят страдание, боль. Пораженная порчей душа не чувствует физической боли, но вовлекается в страсти. Тело — сосуд для души, плоть — оболочка души, и между ними существует неразрывная связь. При здоровой душе соотношение души и тела — нормально, то есть оболочка, как начало низшее, материальное, подчинена высшему — духу. Человек — существо духовное. В этом — норма. При болезни души норма нарушается: плоть из служебного положения переходит в господствующее: душа теряет свое руководство, порабощается телом, подчиняется плоти, пленяется, творит волю тела. Человек становится рабом инстинктов, рефлексов.
А разум, скажете вы, разве он не контролирует наше поведение? Разве мы не свободны в мышлении, чувствах, действиях? Воля? В состоянии болезни души разум подчинен, подавлен страстями, «отключается» при действиях гнева, гордыни, зависти, ненависти. У сластолюбца отравляются и чувства. Воля парализуется похотью. Если вы надеетесь в борьбе со страстями, сковавшими вас, на силу ума или воли, то, значит, вы не пробовали бороться с этими бесами, вселившимися в вас. Когда страсть разольется пожаром, когда душа опалится сладким огнем «кайфа», вы — безнадежны, вы — в сетях! Посмотрите на пьющих, наркоманов! Страсти услаждения терзают их! И тогда — беспросветность, угнетающее уныние, тоска до отчаяния, а там — и… Сейчас много самоубийств. Многие возразят: «Мне это не грозит, я могу контролировать свои страсти». Возможно, но статистика свидетельствует об обратном. Посмотрите на наше общество, здорово ли оно в целом? Нет! Выход из положения?
Его дает Церковь: в критическое время, весной, когда поднимаются в нас «главы змеев» — страстей, — становится «врачебницей» душ Великий пост.
Итак, болящие, страждущие, усталые, унылые, отчаявшиеся, тоскующие, приходите! Начнется врачевание. У людей, далеких от Церкви, мы вызываем улыбку: «А, это не есть мясо!» А у тех, кто, не разбирая родов пищи, думает о том лишь, как быть сытым, эта наша проповедь вызывает раздражение и будет равносильна запрещению есть голодному.
Церковь, однако, настаивает соблюдать пост. И род еды здесь не главное. «Есть или не есть» — вопрос очень интимный и решается каждым по своим силам и возможностям, состоянию здоровья, по беседе со священником. Пост есть бодрствование души, то есть обращение души в самое себя и вы-правление сил. Душа становится на «пост», на стражу самой себя так, что ее владения, силы ее — в поле ее зрения. В этой настороженности душа вдруг увидит в себе все недоброе, противное ее природе (грехи) — и умерщвляет это (в покаянии). Это внутренний пост. Есть и внешний пост — это пост тела, воздержание (в пище, в интимных отношениях). Но внешний пост — пустая форма (вегитарианство), если нет поста души.
Душа приказывает окриком плоти: «Воздержание!» И обуздывается «заработавшееся» тело, отсекается страсть, это — холодный душ для плоти! Сбрасывается насилие тела — и дух освобождается для свободного действия его сил. В этот момент нужно напитать душу Причастием, привить ее Телу и Крови Христа! Только «в грехе не поститесь!» — то есть непременно пройдите и таинство Покаяния. Тогда расправляются крылья души, она воспаряет! Враг подавлен. Усмиренное тело служит душе. Излечение наступило! Ревнуйте в подвиге поста! Придите все. Церковь научит, излечит, поведет. Аминь!