— От них только горе, — жалуется мать тринадцатилетнего Вити П., учащегося одной из севастопольских школ. Увлечение сына игровыми автоматами длится второй год, и ничего поделать с этим «недугом» семья не может. Мальчик прогуливает школу, может вытащить деньги из родительского кошелька, лишь бы попасть к «однорукому бандиту». А однажды разыскивать Витю пришлось целые сутки. Сотрудники милиции предполагали, где искать мальчишку, обошли чуть ли не все игровые автоматы в центре города. Но как выяснилось позже, Витя уехал играть с приятелем в Симферополь. Когда имеющиеся карманные деньги были истрачены, ребята вышли из игрового салона с единственной мыслью: где взять еще? И тогда друг-ровесник предложил украсть у своих дедушки и бабушки двести гривен…
Подобных историй в службе по делам несовершеннолетних могут рассказать немало. Проблемой чрезмерного увлечения компьютером у детей здесь занимаются третий год. Проводятся совместные рейды, некоторые залы даже удается закрывать, однако суть вопроса остается прежней. На сегодняшний день только в Ленинском районе функционирует более 40 залов компьютерных игр, интернет-клубов, залов игорного бизнеса. И пока одни представители общества ищут пути искоренения проблемы, другие — хозяева этого бизнеса — набивают карман. Найти общий язык практически невозможно. К сожалению, это очень выгодный бизнес. И что одному плохо — другому хорошо. Приобрести подержанный автомат можно на рынке примерно всего за 1500 гривен, а прибыль будет превышать за-траты примерно в несколько раз ежемесячно. По данным еженедельника «Аргументы и факты», один «однорукий бандит» в России в зависимости от места расположения приносит его хозяину от 600 (в провинции) до 1500 долларов (в Москве) прибыли в месяц.
Как правило, игра за терминалом персонального компьютера длится на протяжении нескольких часов, в то время как по санитарным нормам не должна превышать даже для учащихся 9-11 классов на первом часу занятий 30 минут, на втором — 20 минут.
А между тем широко практикуется игра за терминалом даже в ночное время. Объявления в некоторых залах гласят: «Игра свыше трех часов — полчаса на шару!!! Ночь с 22.00 до 8.00 — пять гривен — не менее четырех человек. Акция! Каждая шестая ночь вполовину дешевле!»
В результате неправильной организации игры у большинства детей возникает «компьютерная» зависимость, ребенок не владеет собой, его неудержимо тянет к игре, он пренебрегает учебой, родителями, в поисках денег совершает кражи.
Как правило, игры, предлагаемые детям, пропагандируют насилие и жестокость, то есть обучают их тому же. До 90 процентов ребят, совершивших кражи и прошедших через суд, — завсегдатаи компьютерных залов. Таким образом, игровые салоны в современной их форме можно назвать не иначе как… лабораторией по выращиванию моральных уродов, людей, зомбированных бесполезным, а то и вредным занятием. Систематические пропуски уроков в школе, снижение успеваемости — это тоже «подарок» компьютерных залов. И самое печальное, что даже сведущие люди — опытные педагоги, психиатры — не всегда могут ответить на вопрос:
Известно, что игромания как болезнь требует длительного лечения. Но ведь эта зависимость, как правило, есть результат серьезных социальных проблем. Большинство детей, «не вылезающих» из игорных залов, имеют определенные трудности в семье, личные или бытовые. Увлекшись игрой, они словно погружаются в другой мир, где есть место таким переживаниям, как азарт, радость, душевный подъем.
Служба по делам несовершеннолетних Ленинской райгосадминистрации проверки компьютерных залов проводит еженедельно. Сведения о детях, находящихся в залах в учебное или ночное время, передаются родителям и в школы. В средней общеобразовательной школе 44, например, существует отдельный список ребят, имеющих привычку посещать компьютерные залы и игровые клубы в учебное время. Руководство школы уже пыталось найти язык понимания с хозяевами подобных заведений, расположенных поблизости, и просило детей, злоупотребляющих игрой, попросту не впускать. Однако предприниматели в этом не заинтересованы, поэтому рассчитывать на их поддержку было бы глупо.
Проблема компьютерной зависимости у детей давно перешагнула границы одного города. Год как уже существует Указ Президента 154 (о предупреждении детской безнадзорности), где в одном из пунктов оговариваются ограничения посещения несовершеннолетними игровых залов, видеотек, дискотек в вечернее время зимой — до 21 часа, в летний период — до 22 часов. Дело за «малым» — претворить указ в жизнь.
Уже в январе этого года были закрыты усилиями горСЭС зал компьютерных игр на проспекте Генерала Острякова и игровой зал на улице Хрюкина. Грязные, неотапливаемые помещения не соответствовали никаким санитарным нормам.