В Посте — мы в пути! К цели — к Воскресению! Мы ступили на корабль, который уносит нас в вечность. На корабле тесно, но всем есть место: невинные и чистые, великаны духа (святые), греховные, раненные несовершенством, потерявшие надежду на собственные силы. Все мы «матросы Твои», Господи-кормчий! Путь нелегок, на этом пути мы чаще будем неверны по немощи своей своему устремлению, не будем верны Богу, но, по словам Серафима Саровского, важно начало и конец пути. Начало — это наше покаяние (в Прощеное воскресенье), конец — радость встречи Пасхи. Простимся в начале Пути!Прощение… Простить — не значит забыть. Не в том смысле, чтобы сохранить в памяти совершенное тебе зло, а чтобы запомнить, что в человеке, которого я простил, есть слабость, которая, если дать ей повод, может вылиться в новую обиду. Мы должны оберегать прощеного от всего в нас самих, что могло бы привести его к новому гневу. Иначе — суд, Страшный Суд!
Этот Суд страшен не из-за наказания. Когда человек наказан, он чувствует, что оплатил свое. Страшен этот Суд тем, что рано или поздно мы пред своей совестью (лицом Господним) поймем, что все, чем мы дышим, было пустым содержанием, что единственный смысл жизни был в уподоблении Христу, Любви — и что мы это упустили. Мы вспоминаем будущее — Суд Страшный, когда Судия — Христос — будет милосердно искать поводы — «за что нас спасти». Мы должны в жизни «скопить» эти поводы.
В пути нашем есть праздники. Первый — Торжество Православия (первое воскресенье Поста). О, как радостно было бы почувствовать, что мы, православные, на Божьей стороне, в особенном положении. Не так это! Торжество Православия — не торжество православных над инославными, над человеческими заблуждениями, это торжество Божье над нами самими, над человеческими живыми душами. Но какая это победа? Не порабощение побежденных, эта победа освобождает нас от рабства нашим собственным страстям, слабости, страху. Торжество Православия — это день, когда мы с изумлением можем думать о том, что Бог всякого, кто к нему обернется, может сделать свободным, самобытным существом! Но этот праздник учрежден по более частному случаю: после 7-го Вселенского Собора была окончательно утверждена победа над иконотворчеством. Церковь отстояла право поклоняться иконам, она отстояла Истину, что Бог себя являет, открывает образно: может быть, несовершенно, но Он открывается нам в тех образах, которые мы о Нем составляем. Это не только иконы, это и словесные образы в догматах Церкви, в учении Отца. Но, в конечном итоге, Бог образно открывается нам в людях, потому что каждый из нас носит в себе образ Живого Бога. Как это дивно, вглядываясь в человека, суметь отстранить человеческую немощь, затемняющую наше зрение, и поклониться Живому Богу среди людей, в людях.
Будем поэтому хранить благоговейное отношение друг к другу. «Кто не видел брата своего, тот не видел Бога своего». Мы — явление, образ, икона. Бог стал человеком! Путь наш продолжится!