Солнечный расположен в 20-ти с лишним километрах от Севастополя и на достаточном удалении от моря. Тот, кто четыре десятка лет назад определил место в степи под поселок, больше думал о том, чтобы приблизить рабочие руки к виноградникам, которые тогда закладывались здесь, но не об удобствах людей. С недавних пор в Солнечном живет член Союза художников Украины Валерий Манин. Ему и его жене приходится едва ли не ежедневно преодолевать немалые трудности, чтобы попасть в город на работу, на что нужны время и, что немаловажно, деньги. Но в беседе с корреспондентом «Славы Севастополя» Валерий Михайлович не сетовал по поводу случающихся сбоев в движении транспорта, других испытаний.В 30-е годы прошлого столетия его родители были направлены из российской глубинки в Таджикистан помогать местному населению строить новую жизнь. Солнечный и его холмистые окрестности очень напоминают художнику край, где ему было суждено появиться на свет и вырасти. Вокруг те же пейзажи, то же яркое знойное летом солнце. Там был совхоз «Дангара», где отец Михаил Евгеньевич работал бухгалтером и мать Галина Ивановна учила сельскую ребятню в школе, а здесь, под Севастополем, — совхоз «Качинский».
В уютном домике художника в Солнечном бережно хранятся листы полукартона и ватмана с видами Бухары, Самарканда, Хивы. Их минареты, дувалы и густые тени кривых улочек, которые с большим мастерством изображены гуашью, пастелью и акварельными красками, дышат струящимся нагретым воздухом, ослепляют светом. Создается ощущение, что сам побывал там.
Они напоминают Валерию Михайловичу удивительную для творчества поездку в старинные среднеазиатские города и на Памир. Эту поездку ему и однокашнику Азиму Мухамадиеву устроили преподаватели родного ему Сталинабадского художественного училища. Из-за испепеляющего зноя молодые живописцы с этюдниками выходили на улицу лишь ранним утром либо ближе к вечеру. За 25 дней каждый из них в качестве отчета представил в училище полсотни работ. Нынче Манин мечтает устроить в Севастополе их выставку, чтобы рассказать севастопольцам о Средней Азии.
Валерий Манин пробовал свои силы не только в живописи. Жизнь, ее проявления подсказывали жанры, темы, средства их воплощения в произведениях. Из далекой Средней Азии Валерий Михайлович совершил несколько поездок в прибалтийский курорт Дзинтари. Его приглашали туда как победителя, дипломанта региональных конкурсов художников-плакатистов. Естественно, и в Доме творчества устраивались соревнования мастеров этого боевого жанра. Как-то Валерий Михайлович надолго замешкался с выбором объекта для воплощения его в плакате. И тут ему в руки попал журнал со стихами Евгения Евтушенко. В одном из них поэт высмеивал царившую в стране безвкусицу, которой отличались те, кто одевал среднего гражданина. Евгений Евтушенко едко высмеял так называемые семейные трусы. Их выпускали из ткани сплошь черного цвета. Решение замысла было найдено мгновенно. Деталью плаката стали именно черные «семейные» трусы. Они стали фоном для разящих стихотворных строк. В который уже раз Валерий Манин был признан первым. Фоторепродукцию плаката он послал Евгению Евтушенко, как своему соавтору. Очень скоро пришел ответ, конечно, в стихах:
Спасибо, дорогой Валерий Манин,
Что не был пропагандой отуманен,
И вместо добрых сталинских усов
Дал страшный образ траурных трусов.
Отклик мэтра был воспринят как поддержка. Валерий Михайлович расхрабрился настолько, что решился послать свою работу на традиционный Международный конкурс плаката, который постоянно проводится в бельгийском городе Монсе. На сей раз темой его произведения стали события в Чечне. Привыкший дома к признанию, Манин не верил в удачу на столь высоком уровне. Но для него стало полной неожиданностью приглашение в Бельгию. А это означало, что его произведение уже отмечено. В Монсе полагается быть далеко не всем участникам выставки.
Крупноформатного ватмана Валерий Михайлович не нашел. Обратился к оберточной бумаге. И этот скромненький рядом с панно известных европейских мастеров клочок оберточной бумаги художник нашел в центре экспозиции конкурсного показа. Манин был ошарашен, пришел в смятение. Его успокоили лишь одобрительные отзывы незнакомых ему людей.
На его длинном, если оглянуться, творческом пути были другие узловые и промежуточные станции. Пробовал он свои силы в мультипликации. Работал на телевидении художником-декоратором, художником-постановщиком. Не прошел Манин и мимо книжной графики. Еще в советский период истории приехал художник с женой в Крым на отдых. В Ялте зашли на чеховскую Белую дачу. К своему удивлению и радости, в одной из витрин в ряду книг с произведениями классика, изданных на языках народов СССР, увидел сборник рассказов А.П.Чехова на таджикском — родной ему сборник, ведь некогда проиллюстрировать книгу пригласили его, Манина. Несколько лет трудовой биографии посвящено работе в литературном журнале «Памир».
О причинах переезда Валерия Михайловича в Крым нет нужды долго говорить. Погромы, которые десяток лет назад учиняли националистические элементы, семья художника пережидала в наглухо закрытом подвале.
В Севастополе, в Солнечном, Манину потребовалось время, чтобы прийти в себя, обустроить быт. Но и в этих хлопотах не расставался с красками, резцом графика. Так, им была создана серия живописных произведений, посвященных Александру Пушкину, Анне Ахматовой, Константину Бальмонту, Максимилиану Волошину, другим деятелям литературы, чье творчество связано с Крымом. «Слава Севастополя» первой знакомила своих читателей с некоторыми работами этой серии. На страницах нашей газеты также публиковались произведения графики — линогравюры. На их создание художника вдохновили Севастополь, Южнобережье. Они составили отдельный альбом.
Наш Севастополь — удивительный город. В пик переживаемых трудностей, в 1996 году, он нашел силы, возможности для издания по образцу «толстых» журналов литературно-исторического альманаха. За неполные восемь лет их вышло 22 номера — это 22 заметных события в культурной жизни города. Однажды редактор литературно-исторического альманаха «Севастополь» писательница Валентина Фролова получила письмо. Читатель уже догадывается, что его написал Манин. Художник избрал эпистолярный жанр, чтобы основательно высказаться о содержании «Севастополя», но главным образом — о его художественном оформлении.
Валентина Сергеевна тут же пригласила Валерия Михайловича сотрудничать в альманахе, предупредив, что у редакции нет никакой возможности оплачивать его труд. С тех пор совершенно бескорыстно Манин иллюстрирует многие публикуемые в альманахе произведения. С большим желанием, высокой самоотдачей художник мастерски оформил вышедшие в последние годы книги писателей Валентины Фроловой, Николая Тарасенко, журналиста Леонида Сомова и многих других авторов.
Однажды в стенах Центральной детской библиотеки имени Аркадия Гайдара была устроена выставка севастопольских художников. На нее совершенно случайно зашел голландский поэт Петрус Ферсхюер. Почему он, в прошлом заядлый путешественник, оказался в Севастополе, — тема отдельного, замечу, романтического повествования. Возможно, при содействии Манина еще расскажем историю Петруса, приключившуюся в Севастополе.
Итак, голландский поэт оказался на выставке в Центральной библиотеке имени Аркадия Гайдара. Его глаза бегло скользили по полотнам, исполненным маслом. Гость словно что-то искал. Вдруг он несказанно обрадовался. Обрадовался вначале графическим работам, а затем, всмотревшись, и мастерству художника.
Произведения графики, редкие на выставках, представил Валерий Михайлович. Голландский поэт попросил познакомить его с художником. Встретившись, они долго разговаривали. А расстались тогда, когда договорились о том, что Манин возьмется иллюстрировать книгу стихов. Художнику дали подстрочники четырех программных стихов будущего сборника. Уже готовы и с энтузиазмом одобрены в Голландии эскизы четырех иллюстраций. Время браться за их окончательный вариант.
Валерию Манину повезло на учителей. Это были Алексей Бесперстов и выпускник Санкт-Петербургского института живописи имени Ильи Репина Зухил Хабибулаев. В настоящее время повезло также мальчишкам и девчонкам Солнечного и Андреевки, которым Валерий Михайлович щедро передает свое мастерство и умение видеть прекрасное. Художник ведет занятия в изостудии детского клуба «Эврика». Работы его учеников неоднократно признавались в числе лучших в Севастополе, Симферополе и в других городах.
…Радостно, что в нашем городе живет и работает самобытный, талантливый и трудолюбивый художник. Его высокое искусство делает нас духовно богаче и по-человечески лучше.