Сегодня официально в свои 15 лет она мастер спорта международного класса, хотя уже завоевала и гроссмейстерское звание. Но для того, чтобы получить его, требуются большие деньги. С этого и началась наша беседа с отцом Дианы, который является и тренером своей дочери.- Артур Моисеевич, Диана — «условный» международный гроссмейстер. Что это означает?
— Прошлый год был для нас удачным. Первое место в Украине, победы в трех международных турнирах (два в Николаеве и один в Днепропетровске), где были выполнены гроссмейстерские нормативы. После этого она выиграла международный турнир памяти Е.Петросяна в Симферополе. В рейтинге ФИДЕ среди 20-летних, который будет опубликован в апреле, ожидается ее попадание в число двадцати лучших. Все результаты, конечно же, международной организацией учтены, и ей присвоено звание международного гроссмейстера. Дело за малым — заплатить 2500 гривен за оформление документов. Раньше об этом заботилось государство. Теперь деньги должны искать сами. Их у меня пока нет. Но никто меня и не торопит. Результат налицо. Выступает Диана в соревнованиях как «условный» гроссмейстер. А звание от нее никуда не уйдет.
— Как ваша дочь пришла в шахматы?
— Привел ее в шестилетнем возрасте в городской шахматный клуб. Не поверите, для того, чтобы отучить от игральных карт. Были у нее и игрушки, и куклы. Но пристрастилась к картам. В «дурачка» нравилось играть. Причем не в азарте было дело. Ей удавалось запоминать, какие карты вышли из игры, какие остались. Ставила взрослых в тупик. Увлеклась раскладыванием пасьянсов, причем самых сложных. Посчитали, что проявление ее аналитических способностей надо перевести в другое русло. А так как сам я увлекался шахматами, играл на уровне первого разряда, то решил, что эта игра лучше карт. Первым тренером был Владимир Васильевич Литвишко, затем пять лет с ней занимался Александр Иосифович Бондарь. С дочкой ездили на соревнования то я, то моя жена. И когда поняли, что шахматы для Дианы не просто увлечение, очень серьезно отнеслись к этому. Сейчас она по рейтингу ФИДЕ возглавляет список среди 15-летних.
— Что подтолкнуло вас стать тренером дочери, ведь вас можно назвать просто шахматистом-любителем.
— Отношение к шахматам чиновников разного ранга. Финансовой поддержки на протяжении трех последних лет никакой — не олимпийский вид спорта. На первенство мира в Грецию выезжали частично за счет пожертвований частных лиц (50 процентов средств выделила Ленинская РГА), на первенство Украины — за свой счет. Говорят: подождите, будут деньги, тогда и играйте в шахматы. Абсурд какой-то. Диане для поддержания формы нужно участвовать в 8-10 турнирах соответствующих категорий. Только за участие надо вносить деньги — 100 условных единиц. Опять выкладывай из своего кармана. А если средств нет? Вот и получается, что без денег талант вроде бы уже и вовсе не талант. Пришлось взять на себя роль менеджера. И поддержку какую-то получаю только со стороны управления образования.
Что же касается тренерской деятельности, то я «углубляюсь» в теорию, обеспечиваю дочь шахматной литературой. И так как у нее недостаточная дебютная подготовка, да это и естественно в ее возрасте, приходится приглашать профессионалов, которые занимаются с ней. Без этого не обойтись. Как, например, без компьютера, который только недавно смог приобрести. В Интернете около 180 шахматных партий Дианы, которые изучают ее будущие соперники. Публикуются ее партии во многих спортивных журналах. Нам тоже надо как-то готовиться к встрече с ними за доской.
— Ее почерк уже изучили?
— Она любит атаковать. И потому ее первыми кумирами были Алехин, Таль, Нежметдинов — непревзойденные мастера комбинационной игры. Но для создания условий для атаки на короля надо добиться соответствующей позиции. И Диана стала изучать творчество Карпова и Спасского. Работать над собой ей еще предстоит много.
— И необходимо получить образование.
— Училась Диана в первой гимназии, благодарны ее дирекции за то, что она поддерживала ее увлечение шахматами. А сейчас перевелась в вечернюю школу, чтобы экстерном сдать двухгодичную программу за один год. Есть у нее несколько предложений от вузов. В частности, от Харьковской юридической академии. Она же подумывает о том, чтобы поступить в Севастопольский филиал Московского государственного университета на факультет журналистики. Выбор сделать трудно. Пусть решает сама. Ведь ей уже 15 лет.
В беседе в редакции принимала участие и Диана. Последние вопросы мы задали ей:
— Ты выступаешь очень стабильно. На внутренних соревнованиях (в масштабе Украины) не была еще ни разу за чертой призеров. Подготовка к соревнованиям отнимает массу времени: пять-шесть часов в день. А ведь надо еще и заканчивать школу, о других увлечениях приходится забывать. Не обедняешь ли ты свою жизнь?
— Думаю, что нет, хотя сейчас самая трудная пора совмещений занятий. Я люблю книги. Нравится русская классика. А вот в музыке мне нужно что-то более легкое. Родители купили мне пять дисков итальянской эстрады восьмидесятых годов (по моей просьбе), и я отдыхаю, прослушивая их. Вот окончу школу, и часть проблем будет решена. Хотелось бы стать журналистом. Но одна профессия у меня, как считает папа, уже есть — международный гроссмейстер. А там посмотрим. Загадывать не стоит.
— У каждого спортсмена есть какие-то амулеты, помогающие им на соревнованиях.
— Я в них не очень-то верю. Но вожу с собой на турниры мягкие игрушки, подаренные мне. В Год Мыши это была удивительно симпатичная мышка. Потом была лягушка-путешественница, так как я много разъезжаю. Гораздо более суеверен мой папа. Он скрывает это от меня, но я его давно уже «раскусила»: не меняет пиджаки перед ответственной встречей, ходит обязательно одной и той же дорогой, не бреется утром, когда я иду садиться за шахматную доску… Я же считаю, что у меня самой должен быть характер, чтобы избежать неприятностей.
Характер у Дианы Арутюновой есть. В редакцию вместе с отцом она пришла сразу же после возвращения с первенства Украины. Заняли только третье место, сдав свои чемпионские полномочия. Но ездила она на соревнования сразу же после печального события: похоронили мать Артура Моисеевича, а к бабушке Диана была очень привязана. И для нее это была тяжелая утрата. От поездок на турнир отказаться было уже нельзя, и за доской Диана пересиливала себя. Лучше выступить она просто не могла. Но осталась в тройке призеров, это место, о котором многие мечтают. Диана же мечтает о других высотах, уже на гроссмейстерском уровне.