Ориентировочно в начале мая из Италии в Украину должны поступить первые 100 млн инвестиционных евро для строительства автобана Киев — Одесса. Общая сумма кредита, который предоставляет итальянская компания «Торно Интернационале», — 450 млн евро. Транспортники уверяют, что дата завершения работ по строительству первой скоростной автомагистрали остается неизменной — ее откроют к Дню независимости.По данным министра транспорта Георгия Кирпы, Украина впервые получает такие инвестиции в транспортную инфраструктуру. 100 млн евро через коммерческие банки Италии оформляет страховая компания «Сачи», 150 млн евро от Евробанка будут оформлены через квоту Италии и 200 млн евро — через бюджет Италии.
Глава транспортного ведомства не скрывает, что окончательно договориться с итальянцами о предоставлении кредита, да еще и на чрезвычайно выгодных условиях, в значительной степени помогли личные отношения Президента Леонида Кучмы и премьер-министра Италии Сильвио Берлускони. Важным этапом в получении кредита стала и Ялтинская конференция в октябре прошлого года, определившая стратегическое сотрудничество между Италией и Украиной. Именно тогда было подписано генеральное соглашение относительно участия итальянской фирмы «Торно Интернационале» в инвестировании и строительстве дороги Киев — Одесса.
Итальянские деловые круги сегодня имеют большую заинтересованность в динамике экономических взаимоотношений с Украиной. Потому и интерес к строительству автотрассы Киев — Одесса, являющейся участком 9 международного транспортного коридора и коридора Балтийское — Черное море, не случаен. Эта магистраль соединяет значительные промышленные, административные и культурные центры Украины с морскими портами и зонами отдыха на побережье Черного моря, а также обеспечивает транзитные автотранспортные перевозки между Балканскими странами, Россией, государствами Балтии и Скандинавии.
Наиболее сложный участок дороги Киев — Одесса, общая длина которого 454 км, — от Жашкова (Черкасская область) до Краснознаменки (Одесская обл.). Этот участок, построенный еще в 50-60-х годах, имеет две полосы движения общей шириной 7,5 м и совершенно не отвечает современным требованиям, при том что среднегодовая интенсивность движения на этом участке составляет от 34 до 40 тысяч автомобилей в сутки. По подсчетам экспертов, от бесконечного латания дыр на этом участке, а следовательно и неудовлетворительных условий движения автотранспорта, ежегодно экономические потери здесь составляют около 300 млн грн и при этом постоянно возрастают. Беда и в том, что снижение средней скорости движения на участке до 30-50 км/ч, перерасходы горючего, ускоренная амортизация подвижного состава и высокая аварийность отворачивают от этого маршрута транзитные перевозки.
Чтобы выбрать между строительством нового автобана и реконструкцией участка Жашков — Краснознаменка, Минтрансу не пришлось долго раздумывать. Подсчеты проектного института «Укрдипродор» показали, что намного дешевле строить платную трассу на основе имеющейся дороги Киев — Одесса и параллельно создавать альтернативную для бесплатного проезда.
Для того чтобы передать будущий автобан в концессию, в июне прошлого года был подписан закон Украины «О реконструкции и эксплуатации на платной основе автодороги Киев — Одесса на участке от Жашкова до Краснознаменки», которым предусмотрено выполнение работ с привлечением кредитных средств.
Общая стоимость реконструкции дороги, пролегающей по Черкасской, Кировоградской, Николаевской и Одесской областям, составляет 2,7 млрд грн.
Поскольку для строительства первого в Украине автобана, как и предполагалось, бюджетных средств не привлекается ни копейки, до сих пор все строительные работы на дороге главным образом выполнялись за счет «Укрзализницы», которая в прошлом году направила сюда около 500 млн грн и еще 165 млн грн — уже в этом году.
Сегодня на автобане работает мощный отряд — это свыше 40 украинских дорожно-строительных и мостостроительных организаций, строительные подразделения «Укрзализницы», а также фирмы из России, Турции, Македонии и Финляндии. На израсходованные с начала строительства средства (а это 566,8 млн грн, что составляет около 22% от проектной стоимости) вдоль трассы уже выполнены все подготовительные работы (перенесение коммуникаций, снятие плодородного пласта, вырубка поросли). Дорожно-строительные организации обустраивают земляное полотно. В Черкасской, Кировоградской, Николаевской и Одесской областях «шьют» новую дорожную одежду по новому проезду автотрассы. На этих участках уже устроено покрытие из асфальтобетона.
Специализированные мостостроительные организации начали работу по строительству всех искусственных сооружений — мостов, путепроводов. Для обеспечения бесперебойного движения на всех участках искусственных сооружений организованы временные объезды.
На участке от Жашкова до Краснознаменки задействовано около 1700 единиц техники. Свои строительные отряды, щебень, дизтопливо, металлопрокат предоставила и «Укрзализница». Сегодня видны уже первые результаты реконструкции — это около 30 км новой полосы дороги.
Вместе с тем весной автодорожники планируют как минимум удвоить темпы строительства. Этому помогут и железнодорожные войска, которые уже сегодня работают на сооружении трассы.
Итальянская сторона не заинтересована сооружать только часть платной дороги между Одессой и Киевом — от Жашкова до Краснознаменки. Итальянцы предлагают провести еще и второй этап реконструкции, и на это также выделят инвестиции. Трасса заработает в августе, и, как планируют транспортники, она будет бесплатной, пока не построят альтернативную дорогу между Киевом и Одессой.