Как вы относитесь к выборам в местные советы на пропорциональной основе?

6 апреля Верховная Рада 266-ю голосами приняла закон Украины «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых и городских председателей». А уже через день Президент Украины Леонид Кучма подписал этот закон, который вступает в силу с 1 октября 2005 года. Это означает, что в марте 2006 года Севастопольский городской совет будет выбираться по пропорциональной системе.Нововведения не коснутся депутатов сельских и поселковых советов. По-прежнему они будут избираться по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах, на которые разделяется территория соответственно села, поселка.

А вот депутаты городских и районных советов в городе, а также депутаты Верховной Рады привычный штамп «народные избранники» потеряют. Потому как пробираться к своим креслам им придется по пропорциональной системе. То есть депутаты будут избираться «по избирательным спискам кандидатов в депутаты от организаций политических партий, избирательных блоков в многомандатном избирательном округе, границы которого совпадают с границами» соответствующих территорий. Другими словами, голосовать за кандидата в депутаты чего-то Иван Иваныча Иванова от партии такой-то теперь не придется. Поскольку ваш голос будет просить не он, а партия такая-то.

Закон «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых и городских председателей» — чистокровно социалистический по происхождению: его подготовили А. Мороз, И. Винский и Н. Мельничук из СПУ.

Сам закон о местных выборах вызвал немало критики от специалистов по избирательному праву еще до его принятия. Его называли и называют «полудемократическим» и не учитывающим специфику местного самоуправления. А то, как за него голосовали, доказало, что серьезно закон не воспринимают и в самой Верховной Раде. Закон стал заложником политических договоренностей между большинством и левой оппозицией, которая настаивает на партийности выборов на всех уровнях, вплоть до села. Вряд ли кто-либо, кроме социалистов, может быть удовлетворен в такой ситуации. У «большевиков» и мажоритарщиков, голосовавших со скрипом, остался неприятный осадок от выполнения партийной воли. Недовольными остались и советы всех уровней, большинство из которых выступили против введения «пропорционалки», о чем было громко заявлено на заседании консультативного совета по вопросам местного самоуправления при председателе ВРУ. Лучше всех о законопроекте сказал на днях киевский мэр Александр Омельченко: «Не нужно менять избирательную модель. Лучше просто добиваться ликвидации административного ресурса».

Народный депутат Игорь Шкиря из фракции «Регионы Украины» был еще более откровенен: «Я уверен, что этот закон не лучше предыдущего, он еще хуже, потому что выборы на пропорциональной основе в местные советы — это полная ахинея. Потому что у нас развитых партийных структур почти нет, за исключением одной-двух партий. Я могу себе представить, какой кадровый состав придет в советы и каким людям будут даны права управлять своими территориями. Это будут демагоги и непрофессионалы».

С ним абсолютно согласен народный депутат Тарас Черновил, вышедший из фракции «Нашей Украины»: «Я противник пропорциональной модели, особенно на местном уровне, где со временем должно стать меньше политики и больше реальной связи с людьми. В результате «пропорционалки» мы можем получить большое количество местных депутатов, некомпетентных в хозяйственных вопросах, которые будут намного легче, чем простые мажоритарщики, переплывать в ту или иную политическую силу».

У премьер-министра Украины Виктора Януковича мнение прямо противоположное. Он считает, что благодаря принятию этого закона «регионы наконец получат тот механизм, который обеспечит системный подход при реализации социальной и экономической политики на местах. По сути, принятый закон создает условия, при которых партии должны нести реальную ответственность не только в масштабах всеукраинских, но и за каждую отдельную общину, за каждый нерешенный вопрос на местах. В то же время это будет побуждать партии к росту, к превращению из парламентских в действительно всеукраинские».

Безусловно, мы столкнемся с тем, что те люди, которые были в местных советах, просто срочно будут записываться в какую-нибудь партию и будут создавать районные ячейки, чтобы провести на выборах тех или других людей, хотя последние не будут подлинными выразителями идеи и этой партии. О том, что закон достаточно сырой, говорит и тот факт, что он во многом не коррелируется с Законом о статусе депутата местных советов, скажем, в статье об отзыве местных депутатов, который не работает, если депутат выбирался по партийным спискам.

А это означает, что думать теперь придется избирателям много, изучать уставы и программы тех или иных партий, находить в них схожесть и различия, искать в партийных списках знакомые фамилии. Одним словом, работать головой.

Глас партийного народа

Владимир ВЫСОЦКИЙ, секретарь Севастопольского горкома СДПУ(о):

— Цель закона — сформировать систему ответственной власти в стране. Идеология партии, каждый день ее существования и работы формируют отношение к партии у избирателей. Политическая партия, приходя к власти по пути избрания в парламент по партийным спискам, обязана выполнить свои предвыборные обещания, обеспеченные программой ее деятельности, и тем самым реализовать кредит доверия граждан, проголосовавших за нее. Пропорциональный принцип избрания депутатов даже в местные органы представительной власти поможет сделать власть имущих более ответственными. Не надо бояться, что «пропорционалка» обезличивает процесс выборов, то есть что люди не будут знать, кому именно они отдают свои голоса. Партия, за которую станут голосовать избиратели, состоит из людей. Оценив их деятельность как партийцев, граждане проголосуют за ту или иную политическую силу.

Василий БАБИЧ, руководитель секретариата Севастопольской городской организации НДП:

— У партии есть единое мнение: приход к власти не путем революции, а в результате выборов на основе программы партии. Поэтому мы относимся к принятому закону о выборах весьма положительно. Каждая партия должна иметь такую программу, чтобы избиратель понял, в какой стране он будет жить, если эта партия придет к власти. И если эта партия не выполнит своего обещания, то в следующий раз ей нечего выходить на выборы. Такая партия перестанет существовать, так как за нее голосовать никто не будет.

Вадим КОЛЕСНИЧЕНКО, заместитель председателя Севастопольской партийной организации «Партии регионов»:

— К выборам в местные советы на пропорциональной основе мы относимся отрицательно. Это связано с тем, что эти органы заниматься должны не политикой, а решать проблемы территориальной громады, а именно: конкретные проблемы людей. Это и ремонт квартир и дорог, и необходимость решать вопросы, связанные с отоплением, и льготы для определенных групп населения, и благоустройство, и другие такого же характера. Риторический вопрос: партийная принадлежность лица, которое организует сбор мусора, может волновать жителей? Их волнует результат. Тем более что решаются эти вопросы в рамках бюджета, который тоже не имеет политической окраски. Но мы люди законопослушные, раз закон принят, будем его исполнять.

Людмила ШАРШАКОВА, секретарь региональной организации политической партии «Яблуко»:

— Партия — это не один человек, а выдвигается множество людей. Они будут поддерживаться человеком, выдвигаемым в городской и районные советы. Это будет отражать интересы людей, а не одного человека. Безусловно, мы относимся положительно к выборам по партийным спискам.

Другие статьи этого номера