Ну вот и началось. До дня, когда нам предстоит переступить порог избирательных участков с тем, чтобы выполнить свой гражданский долг, остается 120 дней. Четыре месяца увлекательнейшего действа, полного политического озорства: черного юмора и PR, неожиданных ходов, «слива компры», удивительных открытий из области человеческих качеств потенциальных кандидатов на президентское кресло, «веселого» и чрезвычайно информационно насыщенного телеэфира.Впрочем, сегодняшняя дата достаточно виртуальна. Ведь большинство из главных героев будущего действа избиратели знают уже в лицо, их фамилии кочуют по опросникам различных социологических служб. При этом каждая из них, служб, в своем опросе уже выводит на первое место того потенциального кандидата, который за этот опрос заплатил.
Еще пару месяцев назад предполагалось, что кандидатов на роль президента будет два: один — «вiд бiльшостi», другой — от оппозиции. То есть ожидался некий американизированный вариант, когда народу будет предложено голосовать за кандидата от республиканцев или демократов. На деле все оказалось гораздо прозаичней.
Тем более что в последнее время в стране наблюдается явная полярность симпатий избирателей. На одном полюсе — политические силы во главе с единым кандидатом в президенты премьер-министром Виктором Януковичем, на другом — все остальные, среди которых пытается выделиться Виктором Ющенко.
Примечательно, что, как и четыре года назад, оппозиция так и не смогла договориться о своем едином кандидате — «каневскую четверку» помните? Сейчас та же ситуация: БЮТ, Компартия, СПУ и «Наша Україна» с единой кандидатурой не определились. Более того, казалось бы, еще полгода назад «нерушимый блок» коммунистов, социалистов, националистов и БЮТ стал разваливаться. Вначале эта великолепная «четверка» потеряла КПУ. Потом из-за упрямства Ющенко в вопросе политреформы от «тройки» отошел Александр Мороз. Незатихающий интерес со стороны Генпрокуратуры к г-же Тимошенко подчеркнул раскол: контакты «НУ» и БЮТ превратились в простую формальность и популистские заявления.
Поэтому не исключено, что уже завтра мы узнаем фамилии первых. Ведь согласно календарю выборов, утвержденному Центризбиркомом, партии и блоки должны выдвинуть кандидатов на пост президента в срок с 4 до 27 июля включительно. А до 1 августа включительно кандидат на пост президента или уполномоченный представитель должен подать документы в Центризбирком для регистрации кандидата (3 августа — последний срок подачи повторного заявления с исправлениями, если таковые потребуются).
Кого можно ожидать в списке? Ну, конечно, обоих Викторов — Януковича и Ющенко. Не исключено, что «политическая свадьба» последнего с Юлией Владимировной все же не состоится и лидерша БЮТ пойдет на выборы самостоятельно. Так же, как и Петр Симоненко с Александром Морозом. И хотя у означенной дамы и двух последних джентльменов в этом списке шансов на победу не столь много, как у Викторов, отказаться от участия в выборах им нельзя — электорат не поймет. Да и игнорирование нынешней кампании — это однозначный проигрыш на следующих парламентских выборах.
Не исключено появление в списках кандидатов нынешнего главы Нацбанка — лидера «Трудовой Украины» Сергея Тигипко и председателя Партии промышленников и предпринимателей Украины Анатолия Кинаха. Появление в этом списке новоизбранного председателя аграриев Владимира Литвина и лидера НДП Виктора Пустовойтенко скорее удивит: первый вряд ли оставит кресло спикера Верховной Рады, а политический вес бывшего премьера, который не отрицает, что может пойти в президенты, сегодня не столь высок.
Но окончательный список мы узнаем несколько позже — всего-то потерпеть осталось. А вот то, во сколько обойдется телевизионная засветка кандидатам в президенты, известно доподлинно.
Украинское ТВ уже установило «заоблачные» цены за показ политрекламы. Самые высокие расценки установил «Интер»: показ политической рекламы с 21.00 до 22.00 — 375,1 гривны за секунду. Впрочем, есть у «Интера» расценки и для «бедных»: так секунда политической рекламы в промежуток от 3 до 5 часов утра будет стоить всего 60 копеек. Посмотрим и дождемся 31 октября. Осталось 120 дней.
3 июля — начало избирательного процесса очередных выборов президента Украины начинается за 120 дней до дня выборов. Местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления к этим выборам должны отвести места и оборудовать стенды, доски объявлений в людных местах для размещения материалов предвыборной агитации.
4-27 июля — выдвижение политическими партиями и избирательными блоками кандидатов на пост президента Украины.
1 августа — конечный срок представления документов для регистрации кандидатов.
6 августа — конец регистрации кандидатов.
20 сентября — окончание представления подписных листов в поддержку кандидата.
25 сентября — последняя возможность для партии покинуть избирательный блок.
29 октября — окончание предвыборной агитации.
31 октября — день выборов президента Украины.
10 ноября — максимальный срок подведения итогов голосования.
21 ноября — второй тур выборов (при необходимости).
6 декабря — максимальный срок подведения итогов второго тура.
13 декабря — вступление в должность нового президента Украины.
Чего вы ждете от предвыборной кампании?
Сергей РЯЗАНОВ, работник сферы услуг:
— Я не верю в демократические выборы. Считаю, что они бесполезны. Следовательно, бесполезны и предвыборные кампании. Все решено уже в высших эшелонах власти. Надеюсь, что Украина переймет опыт России и мы, наконец-таки, будем наблюдать экономический рост нашей страны.
Антон Н., банковский служащий:
— Я думаю, что ничего в ближайшем будущем не изменится, не будет никаких глобальных перемен. Когда будут сами выборы, тогда и посмотрим.
Роман ГЛУШАКОВ, менеджер:
— Не стоит так перегружать телеэфир агитационными роликами. Такое перенасыщение только настраивает людей против кандидатов. Больше реальности, соотнесенности с реальной жизнью. Пенсионерам — нормальную пенсию. Водителям — доступные цены на топливо.
Татьяна ЗАЙЦЕВА, продавец:
— Не знаю. И даже не задумываюсь. Некогда нам думать об этом. Все равно все решат за нас… Все выборы — это игры, в которые играют политики. Нам этого не понять.
Лев ВАСИЛЬЕВ, мастер ТСП — высококвалифицированный рабочий:
— Жду стабилизации политической обстановки и фактического улучшения жизни людей. Надоели коррупция, продажность. Пенсию повысили на 5-6 грн. Насмешка, а не надбавка…
Елена ИРЬЯН, артистка балета:
— Как последствия — жду улучшения жизни. То, что сделал Президент, хорошо, но хочется, чтобы было еще лучше. Хочется, чтобы правительство больше прислушивалось к мнению населения, обращало больше внимания на пенсионеров и их проблемы. Чем больше будут делать кандидаты до реальных выборов, тем больше людей их поддержит.
Валентина РУЖАНОВА, частный предприниматель:
— Десять лет не хожу на выборы, и ничего ни от них, ни от предвыборных кампаний не жду. Наши голоса вообще не имеют значения.
Сергей ЛУКАВСКИЙ, менеджер ЧП:
— Очень не хотелось бы изменения политического курса страны. Для меня предвыборная кампания — это черный ПР, использование административных ресурсов. Выборы становятся более технологичными, но и более грязными.
Мария ВЫСКУБ, работница сферы услуг:
— Жду максимального информирования населения о кандидатах, их программах. Кандидаты должны доказывать на деле, что они достойны такого ответственного места, а не обещать золотые горы. Те, кто приходит к власти, забывают, как правило, о своих обещаниях.
Андрей ПОНАМОРЕВ, студент:
— Думаю, очень мало людей верят тому, что написано в программах кандидатов, в листовках, которые раздают на улице. На каждых выборах в городе груды этого рекламного мусора. Что еще кандидатам надо, чтобы понять, какое впечатление они производят на народ? Быть ближе к народу — попробовать разобраться: что действительно ему нужно, что его волнует. Разве это сложно? Для себя и всех студентов жду повышения стипендии.