Ловушки на пути

Ну что, прочитали предостережение слева? И все равно решили, что высоческое образование — это то, что вам сейчас нужно. Что хочу, понимаешь, учиться, а не хочу жениться?! Прелестно. Осталось определиться — кем быть.

Для начала попробуйте определить свою образовательную траекторию. Быть может, она поможет вам.

«Образовательная траектория» — это последовательность уровней, форм и видов обучения, которые вы намереваетесь пройти, планируя личную профессиональную карьеру. Именно профессиональную, т.е. основанную на формуле:

КАРЬЕРА = СПОСОБНОСТИ + ЗНАНИЯ + УМЕНИЯ + НАСТОЙЧИВОСТЬ.

Начните ее планирование, ответив для себя на вопросы:

ЗАЧЕМ, ЧЕМУ, ГДЕ, КАК, СКОЛЬКО ?

Начнем с вопроса «зачем?». Получение высшего образования — процесс очень трудоемкий. Вам придется затратить много времени, сил да и денег (даже при «бесплатном обучении»). Поэтому «стоя на берегу» надо четко понять, чего вы ожидаете в результате.

Психологи провели исследование мотивации к обучению, предлагая расставить приоритеты самим абитуриентам. Портрет «среднего абитуриента» выглядит так: «ГАРАНТИРОВАННОЕ БУДУЩЕЕ — ПЕРСПЕКТИВА ИНТЕРЕСНОЙ РАБОТЫ — ВЫСОКИЕ ДОХОДЫ».

Но у части было и такое: «личный престиж», «долг перед семьей», «положение». Если ваш ответ на первый вопрос из этого ряда, не тратьте время на дальнейшее чтение.

Чему учиться? Казалось бы, все просто — тому, что обеспечит гарантированное будущее и проч., т.е. высокооплачиваемую профессию. А вы созданы для нее? Оцените объективно свои способности, склонности, личностные ресурсы. В простейшем случае возьмите хотя бы книжку с тестами. Но лучше всего обратитесь к специалистам по профориентации — такие центры сейчас есть почти в каждом городе.

А теперь о другой стороне медали. Будет ли востребована выбранная профессия на рынке труда через пять лет? А через десять, двадцать? Не умеете предсказывать будущее? Надо попытаться, изучая тенденции. Узнайте, какие профессии пользуются устойчивым спросом в цивилизованных странах ( а мы, несмотря ни на что, движемся туда). Обратитесь в местный центр занятости и узнайте, сколько представителей той или иной профессии стоят на учете как безработные.

Беспроигрышной лотереи не бывает в выборе профессии. Но есть вечные, несмотря на любые колебания спроса, профессии и есть фундаментальное образование. Фундаментальное — значит создающее такую основу, на которой можно возводить любое здание.

Итак, если вы твердо решили, где учиться и на кого, то знайте, что всегда существуют ловушки. Их немного, но они есть.

Первая

Вам предлагают заплатить деньги до заключения договора.

Последствия: вы можете остаться и без образования, и без денег. Вас или хотят в чем-то обмануть, или сами некомпетентны. Вуз обязан заключить договор или с самим обучаемым, или с его спонсором.

Вторая

Договор есть, и вы смело его подписали, не читая, — он солидно выглядит, и на нем красивая печать…

Последствия: в договоре нечетко оговорено, как и чему будут учить — бывает, что даже другой специальности или в неприемлемой для вас форме. (Вы думали, что будете учиться очно, а по договору получается, что «очно-заочно»).

Третья

В рекламном объявлении была приведена приемлемая для вас стоимость оплаты. Читайте внимательно договор: это может оказаться оплатой одного семестра или даже триместра.

Четвертая

Инфляция. Внимательно изучите, как оговорен механизм индексации оплаты в случае инфляции. Ведь деньги на оплату учебного процесса у вуза не берутся из воздуха. Что будет, когда внесенная плата несколько обесценится? Деньги придется взять со студента. И если механизм индексации не прописан — возможен произвол.

Пятая

Вы хорошо спланировали свою траекторию. Но неумолимые обстоятельства могут вынудить прервать обучение. А в договоре написано: деньги не возвращаются. В договоре должны быть прописаны условия его расторжения. В любом случае часть денег вам обязаны вернуть. Но это будет легче сделать (т.е. без суда или обращения в комитет по защите прав потребителей), если об этом четко сказано в договоре.

Шестая

Вам предлагают сразу оплатить весь срок обучения, беря весь риск инфляции (за несколько лет !!!) на себя. Тут надо быть особенно внимательным. Посмотрите на реквизиты вуза — куда пойдут деньги? Если в другой город — есть над чем задуматься. (Не зря родилось выражение «образовательный МММ»).

Но бывает и другое — вуз (в том числе и старый, государственный и с виду солидный) честно собрался вас учить. Да только по результатам проверки его лишили лицензии на право обучать именно по выбранной вами специальности. А денег уже просто нет, и вам предлагают перейти на другую специальность.

Седьмая

Многие старые и известные в своей области вузы, погнавшись за доходами от платных услуг, объявляют набор студентов на специальности, пользующиеся высоким спросом. Прежде всего, конечно, на юриспруденцию, экономику, менеджмент. Но лицензии на право обучать этим профессиям у них может и не быть — ведь она предполагает прежде всего наличие высококвалифицированных кадров в конкретной области знаний. Вуз просто не сможет выдать вам диплом по выбранной профессии (да и обучать будет с горем пополам).

Восьмая

Вуз государственный, и все лицензии в порядке. Но вы выбрали государственный вуз, надеясь получить диплом государственного образца. Следует знать, что для этого одной лицензии мало — вуз должен быть аккредитован именно по данной специальности. И выдача без этого диплома гособразца незаконна.

Другие статьи этого номера