«Чиновник, лишенный моральных принципов, о проблемах людей думать не станет»

Почему на принятии этих законопроектов настаивал их автор, совместимы ли политика и мораль и что такое христианская идеология — темы сегодняшнего интервью с Леонидом ЧЕРНОВЕЦКИМ.- Леонид Михайлович, вы по-прежнему будете добиваться полного запрета рекламы алкогольных напитков и табачных изделий?

— Ограничения рекламы алкоголя и табачных изделий, реализованные в новом законе «О рекламе», — это уже определенный позитивный сдвиг в сознании моих коллег-депутатов. Ведь до недавнего времени многие из них стояли на позициях псевдодемократии, защищали бюджеты средств «массового обкуривания и опьянения», пропагандировавших среди украинцев нездоровый образ жизни.

Сегодня со страниц газет и журналов, экранов телевизоров такая антисоциальная реклама практически исчезла. Следующим шагом должно стать очищение от нее улиц и площадей наших городов, которые по-прежнему (хотя и в меньшей степени) изгажены навязчивой рекламой сигарет и алкоголя. Поэтому я считал и продолжаю считать, что полумерами проблемы не решить. Нужно ее решать глобально: запретить такую рекламу полностью. Этот запрет — минимально необходимая преграда на пути молодых людей к табачной и алкогольной зависимости.

— Что или кто, по-вашему, помешал реализации вашей инициативы о полном запрете такой рекламы?

— В этом вопросе присутствуют две лоббистские силы: производители такой продукции, которых называют рекламодателями, и собственно ее «потребители». В несколько ином смысле этого слова — те, кто живет за счет средств от размещения такой рекламы. Но если первые всегда могут найти другой выход в продвижении своей продукции к потребителю-гражданину, то вторые кровно заинтересованы в получении «табачно-пьяных» денег.

Под моим идеологическим руководством выходят две газеты, которые с введением запрета на рекламу алкоголя и табака также утратили потенциальных рекламодателей. Но я, во-первых, и до запрета заложил в идеологию работы этих газет недопустимость такой рекламы. Во-вторых, я считаю, что средства массовой информации должны давать себе отчет в своей ответственности перед людьми. И отказ от рекламы вредных привычек — меньшее, что в этом отношении могут сделать СМИ.

Гораздо сложнее с рекламой на улице. Здесь не последний «потребитель» рекламных денег — чиновничество, под опекой которого работают агентства по размещению наружной рекламы и рекламы на общественном транспорте. Я никогда не считаю чужие деньги, но не исключаю, что официальная плата, поступающая в виде налога на рекламу в местные бюджеты, во много раз меньше сумм, оседающих в карманах тех, кто принимает решения о выделении площадей под такую рекламу. Если газеты и журналы и даже телепрограммы всегда можно проконтролировать по архивам, то кто, кроме самих чиновников, контролирует, как долго висит тот или иной рекламный щит? Поэтому главным противником полного запрета на рекламу алкоголя и табака, естественно, есть и будут именно местные чиновники. Их не интересует, что в развитых странах ежегодно объемы потребления алкогольных напитков и табачных изделий уменьшаются, что в свою очередь это приводит к снижению показателей смертности грудных детей, к росту средней продолжительности жизни.

Я объездил много стран и ни в одном демократически развитом государстве не видел такого бума рекламы алкоголя и сигарет, как у нас. В Европе полностью запрещена реклама алкоголя и табака. В США борьба с курением стала чем-то ужасным для тех, кто курит. Лишь в странах с низким уровнем культуры люди сокращают себе жизнь никотином и алкоголем, при этом охотно рекламируя средства сокращения жизни.

— Вы также автор законопроекта «О защите общественной морали от продукции, пропагандирующей порнографию». Что подтолкнуло вас к его написанию?

— Мой закон, который уже вступил в силу, направлен прежде всего на улучшение эстетического воспитания граждан Украины. Ведь ни одна мировая религия, будь то христианство, иудаизм, мусульманство, буддизм, не признает порнографию нормой, осуждает ее. А именно мировые религии служат основой общечеловеческих ценностей, нравственности. Это безоговорочный факт.

С каждым годом становления Украины как независимого государства я с ужасом наблюдал, как порнофильмы буквально вытесняли все другие передачи, а многие газеты и журналы соревновались в количестве эротических, а иногда и преисполненных жестокости порнографических фото. Я считаю, что это неправильно, несоответственно Божьей воле. Я упомянул о Боге, поскольку в преамбуле Конституции Украины записана впечатляющая вещь: «…сознавая ответственность перед Богом». Конституцию принимали люди, 99% которых не верили, как говорят, «ни в черта, ни в Бога». Однако, копируя принципы европейской демократии, они закрепили в Основном Законе Украины этот чрезвычайно важный принцип, которым должен руководствоваться каждый народный депутат.

Причем я, как юрист, могу сказать, что преамбула Конституции — это ее идеология. А это значит, что все дальнейшие статьи Конституции, все законодательство страны должны быть подчинены положениям, изложенным в преамбуле Основного Закона.

— Возможно, у некоторых наших читателей возникнет вопрос, почему вы решили направить свою законотворческую деятельность прежде всего на социальные проблемы, вопросы моральности общества?

— Вам может показаться, что, отвечая на этот вопрос, я начну издали, но это не так. Моя позиция в этих вопросах обусловлена моей идеологией. Мне скоро 53 года. Назад дороги нет, то есть я уже не стану моложе. Поэтому я серьезно начал задумываться о духовных ценностях. Моя идеология как политика формируется определенным образом, базируясь прежде всего на христианских принципах.

Я безоговорочно верю в Бога и с каждым днем приближаюсь к пониманию Божьей воли. Вообще моя жизнь — это жизнь человека, преисполненного противоречий, жизнь непрерывного поиска. Однако о том, что я становлюсь моралистом, свидетельствуют мои действия, связанные с финансированием разных гуманитарных и социальных проектов.

В частности, я профинансировал издание юбилейного экземпляра Конституции Украины к десятилетию независимости нашего государства, который украшен разнообразными ценными камнями. Это большая честь для меня, как для народного депутата. Стоимость издания — около 70 тысяч долларов США. Эта Конституция войдет в историю Украины, на ней уже присягнули все народные депутаты этого созыва.

Я серьезно занимаюсь благотворительностью, тратя на это около миллиона долларов в год. Каждый свой рабочий день я начинаю с того, что звоню по телефону врачам и юристам, которые работают в моей благотворительной столовой, где ежедневно питаются, получают юридическую и медицинскую помощь более 1,5 тысячи малообеспеченных и беспризорных людей. У юристов и врачей я расспрашиваю о том, как идут дела у отдельных посетителей столовой, как решаются их проблемы. Я дал себе слово каждое воскресенье приходить в столовую и общаться с беспризорными людьми. И я свое слово держу. Мы возобновляем документы, организовываем бесплатное лечение, отстаиваем права этих обездоленных людей. Эта работа с каждым днем захватывает меня все больше.

— Увы, многих украинцев сегодня больше волнуют иные, нежели мораль, вопросы. Какие еще социальные проблемы, на ваш взгляд, требуют немедленного вмешательства?

— Я больше ощущаю себя депутатом, чем гражданином, поскольку моя жизнь ограничена стенами моего кабинета и стенами Верховной Рады. Как народный депутат, я очень обеспокоен социальной ситуацией в Украине и отсутствием морали как основы деятельности во всех без исключения ветвях власти. Не хочу сказать, что я — ангел. Я, например, до сих пор не могу бросить курить. Но уверен, что смогу преодолеть эту вредную привычку, это не проблема.

Я не считаю второстепенными проблемы отсутствия рабочих мест, мизерных пенсий, отсутствия у людей средств, возможности обеспечить себе достойную человека жизнь. Многие люди сегодня не могут даже посетить своих родителей, помочь им вниманием и деньгами. Я вижу, как страдают мои избиратели. Раньше я об этом не задумывался, так как не верил в Бога и не читал Библии. Впервые я серьезно осознал проблемы моих избирателей немногим более 4-х лет назад. Это не так просто — ощутить боль ближнего. Все же мне кажется, что иногда у меня это выходит.

Меня беспокоит ужасное состояние экологии, коррупция местных органов власти. Я еще не видел ни одного примера, когда бы местный чиновник думал о народе, а не о системе, не о власти, которая ему досталась. Это беда посткоммунистической идеологии. Те, кого мы избираем в местную власть, считают, что люди, живущие на вверенной им территории, чем-то обязаны местной власти, а не наоборот. Обязаны им предприниматели, которые работают на «их» территории, и потому можно незаконным образом взыскать с предпринимателя какую-то (и чем больше, тем лучше) копейку во внебюджетные фонды, откуда средства направляются неизвестно куда. Обязаны им и обычные граждане, которые, по мнению местных вельмож, не имеют никаких прав, а лишь обязанность своевременно оплачивать коммунальные услуги.

Мне крайне не нравится отсутствие мощной системы социальной защиты населения. Я очень хочу создать такую систему и действенно бороться за права моих избирателей. Думаю, что в Верховной Раде этого созыва мне это удастся.

Кстати, мои избиратели — это не только жители Дарницкого района столицы, но и все жители Украины. Да, я избран киевлянами, но работать обязан для всей Украины. Поэтому обращайтесь ко мне с письмами или звоните по специальной бесплатной линии: 8-800-500-4-500. Я не останусь равнодушным ни к одной проблеме.

— Как председатель Христианско-либеральной партии Украины, какое значение вы отводите христианской идеологии в решении общегосударственных проблем?

— Это тема для отдельного серьезного разговора. Как человек, верующий в Бога, я глубоко убежден, что демократический выбор управления страной, выбор рыночной экономики непосредственно связан с христианской идеологией. В странах, где политики и чиновники исповедуют христианские ценности и действуют морально, люди живут преуспевающе.

Христианский выбор в сочетании с либерализацией экономики — это основа для построения нового общества, надежный фундамент духовного и экономического возрождения Украины как цивилизованного европейского государства. ХЛПУ видит свою задачу в привлечении всего могучего морального арсенала христианства и силы свободной личности к нравственному оздоровлению общества и развитию экономического потенциала Украины.

Мы будем делать все для того, чтобы в Украине утверждалось убеждение, что по-настоящему выгодным является только то, что делается честно и морально. Примерно такие программные цели ставит перед собой Христианско-либеральная партия, созданием которой я занимаюсь с недавнего времени.

Безусловно, болезнь духа, потеря веры и нравственных идеалов требует длительного и комплексного лечения нашего общества. Эта многоплановая проблема не может быть решена путем лозунгов и деклараций, поэтому мы пытаемся решать ее конкретными делами.

Программные цели партии разделяют и поддерживают все больше моральных людей, независимо от их вероисповедания. ХЛПУ сейчас объединяет более 360 районных, городских и областных организаций, легализованных во всех регионах Украины. Сегодня партия нуждается в энергичных, амбициозных региональных лидерах, желающих реализовать себя в политике и способных придать мощный импульс работе местных партийных организаций.

— Если среди наших читателей есть такие лидеры, как они могут заявить о себе?

— Им достаточно связаться по телефону в Киеве 201-17-11 и оставить свои координаты. Уверяю, что ни один звонок не останется без внимания.

Другие статьи этого номера