В зале гостиницы «Крым» прошел брифинг для представителей СМИ по теме «Результаты работы и вопросы раскрытия преступлений на железнодорожном транспорте». В нем приняли участие заместитель министра внутренних дел Украины генерал-лейтенант милиции П.Опанасенко, начальник Департамента транспортной милиции генерал-майор милиции Г.Пушкарев, начальник УМВД Украины на Приднепровской железной дороге генерал-лейтенант Ю.Ивушкин.Эта встреча проведена УВД Приднепровской железной дороги не случайно. Как отметили выступающие, данное управление среди других по рейтингу, который проводил главный штаб УВД Украины, занимает первое место в деле предупреждения и раскрытия преступлений на транспорте. На высоте и линейное отделение УМВД в г.Севастополе. Поэтому в нашем городе и прошло совещание по итогам борьбы с преступностью на примере Приднепровской железной дороги. В рамках семинара проведена и пресс-конференция.
Напомним, в ноябре 2003 года по указанию министра УМВД генерал-полковника милиции Николая Билоконя был создан департамент транспортной милиции. Транспортная милиция существовала и прежде, но в 2001 году было принято непродуманное решение о сокращении данной структуры. В настоящее время линейные подразделения транспортной милиции насчитывают около 10 тысяч сотрудников. Их деятельность находится под постоянным контролем Н.Билоконя.
На осуществление задач руководства МВД Украины и целей «Программы борьбы с правонарушениями на транспорте на 2004-2006 годы», утвержденной постановлением Кабмина, Департаментом транспортной милиции совместно с УМВД Украины на железной дороге проводится комплекс мероприятий, направленных на стабилизацию оперативной обстановки.
В текущем году возросло количество обращений от пострадавших на железной дороге — в поездах, на вокзалах. В этом году отмечена 151 кража личного имущества пассажиров (против 128 в прошлом году). Наблюдается рост грабежей, разбойных нападений. Но и процент раскрываемости их достаточно высок. При том что работники милиции изменили свой подход в работе с пострадавшими пассажирами и регистрируют практически все преступления.
Большинство правонарушений в пассажирских поездах происходят в рабочие дни (со вторника по пятницу), в период с 24.00 до 7.00. Как правило, факт кражи выявляется утром, когда люди просыпаются уже на других железнодорожных станциях. Эти обстоятельства осложняют раскрытие преступлений и задержание злоумышленников по горячим следам.
На встрече журналисты получили ответы на интересующие их вопросы. Вот некоторые из них:
— Известно, что пассажирский транспорт сопровождает милиция. Насколько это оправданно?
— В соответствии с программой борьбы с правонарушениями на транспорте около 60 процентов железнодорожных составов сопровождается работниками милиции. Порядка 156 преступлений раскрыто работниками патрульно-постовой службы, сопровождающей поезда. И около 11 тысяч правонарушителей задержано. Понятно, что там, где есть милиция, пассажиры больше защищены. Уже известно, что правонарушения совершают ранее судимые, которые садятся в поезда, где нет работников милиции.
— Существует ли проблема кражи грузов в большом количестве, вагонов?
— Проблема кражи грузов существует в местах загрузки вагона. К примеру, уголь умышленно недосыпают. А на какой-то станции выясняется, что не хватает 2-3-х тонн. Но чтобы полностью вагоны пропадали, сейчас таких случаев нет.
— Есть ли коррупция среди сотрудников транспортной милиции?
— Что касается коррупции, то в процентном отношении работники транспортной милиции занимают незначительную часть среди сотрудников милиции. Однако факты такие встречаются. Но нельзя сказать, что сегодня это бич или существенная проблема.
— Какие меры предпринимаются для предупреждения терактов?
— Вопросы о терактах в Украине не стоят так остро, как в других странах, в частности в России. Однако заявления и звонки о том, что заминирован тот или иной железнодорожный вокзал, в этом году были. Всего 35 звонков. Ни один из них не подтвердился. Больше половины телефонных хулиганов установлено. Кстати, недавно в антитерористическом центре Украины в СБУ состоялось совещание. В связи с этим ряд мероприятий проводится на транспорте — железнодорожном, авиационном и в метрополитене. Работники милиции, несущие службу в метрополитенах и аэропортах, обеспечиваются специальными приборами. С их помощью можно эффективно и быстро определять наличие взрывчатого вещества или оружия. Такая мера поможет предупредить теракты. Кстати, работниками УМВД на железной дороге выявлено 458 фактов незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатки.
— Ежегодно в конце курортного сезона остро стоит проблема выезда из Крыма. Люди не могут уехать, ночуют на вокзалах с детьми. Вникает ли транспортная милиция в эту проблему?
— Милицию интересует спекуляция билетами. Анализировалась информация, получаемая от пассажиров. Была поставлена задача экономической службе департамента УВД Приднепровской железной дороги, чтобы она изучила положение. Такая работа ведется. Выявлено десять фактов злоупотребления: задержаны кассиры, отстранены от занимаемой должности несколько начальников поездов. Пока цифра небольшая в масштабах Приднепровской железной дороги. Но с чего-то начинать надо. Департамент практически свою деятельность начал недавно. Оказалось, что ряд законодательных актов на руку спекулянтам. Например, инструкцией Министерства транспорта разрешено кассиру продавать одному человеку до десяти билетов. Этим правом и пользуются перекупщики. Департамент транспортной милиции предлагает ряд актов пересмотреть, в том числе ведомственную инструкцию. Ясно, что такое положение нужно менять. Оно наносит значительный экономический урон железной дороге и престижу транспорта.