На брифинге, который провел для журналистов начальник государственного управления экологии и природных ресурсов в г. Севастополе В.М.Артеменко, шел разговор о состоянии системы мониторинга окружающей среды г. Севастополя и ходе разработки его программы. Проведение мониторинга регламентируется рядом законодательных актов, в первую очередь законом Украины «Об охране окружающей природной среды» и Положением о государственной системе мониторинга. В Комплексной программе охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности г.Севастополя на период до 2010 года выделены основные мероприятия системы мониторинга и определено необходимое финансирование.В систему государственного мониторинга входит семь субъектов: министерства охраны окружающей природной среды, здравоохранения, государственные управления земельного, водного, коммунального, лесного хозяйства, МЧС, а в регионах этим занимаются соответствующие службы. Координация и организация всей этой деятельности возложены на Министерство экологии и природных ресурсов в масштабах Украины и на территориальные органы на местах. В своем сообщении В.М. Артеменко остановился на особенностях систем наблюдений и контроля за окружающей средой во всех сферах (мониторинг атмосферы, поверхностных пресных, морских и подземных вод, состояния земли, опасных геологических процессов, биологических процессов).
В начале 2004 г. при госуправлении экоресурсов в г. Севастополе был создан региональный информационно-аналитический центр системы мониторинга окружающей среды. Есть положение, указаны способы, как необходимо собирать данные от всех субъектов природоохранного процесса. Полученная информация анализируется, обобщается и регулярно направляется в органы власти — горсовет и горгосадминистрацию. Вырабатывается взаимодополняющее сотрудничество в обмене информацией и общей работе по соблюдению законодательства. Так, ярким примером явилась совместная деятельность госуправления экологии и городской санитарно-эпидемиологической службы, в результате чего была разрешена проблема с плавучим доком в Балаклаве, а также отрегулированы проблемы на других объектах. Для обеспечения развития в городе системы экологического мониторинга, для принятия своевременных и правильных управленческих решений экологическая информация должна быть оперативной, четкой, доступной. Однако, к сожалению, сегодня большинство субъектов мониторинга не оснащено лабораторно, не имеет компьютерной техники.
— На этапе становления мы сами совместно с партнерами по мониторингу разработали проект программы в строгом соответствии с общеукраинскими стандартами по примеру передовых регионов, — сказал В.М.Артеменко. — Хотя на самом деле эта программа должна инициироваться и создаваться органами власти. Мы готовы вынести эту программу на сессию горсовета, чтобы она получила статус местного закона. Однако — парадокс! — на протяжении нескольких месяцев мы не можем согласовать проект программы в горгосадминистрации, а следовательно, задерживается ее представление на сессии. И еще один момент вызывает недоумение. С целью координации действий субъектов мониторинга окружающей среды по инициативе Минприроды госуправление экологии и природных ресурсов в г. Севастополе еще в феврале выступило с ходатайством перед СГГА о создании межведомственной комиссии по вопросам мониторинга окружающей среды. Подобные комиссии в соответствии с постановлением Кабмина уже действуют практически во всех областях Украины. Правительством утверждено положение об аналогичной комиссии государственного уровня. Однако горгосадминистрация отказала нам ввиду… «отсутствия оснований для ее создания». Такое резюме ничего, кроме недоумения, вызывать не может.
Отнесем подобные недоразумения за счет трудностей роста. Хотя очевидно: для успешного решения экологических проблем необходимы рабочее взаимодействие и оперативность на всех уровнях управления, чтобы способствовать воплощению в жизнь постановления правительства о государственном мониторинге.