Сейчас и на все времена

Во все времена не менялся взгляд на землю как на самое большее наше достояние, богатство. Но в вихре переживаемых перемен забота о ней кое-где отодвинута на второй план. В центре ровной как стол плодородной крымской степи можно наблюдать факты потребительского, хищнического использования огромных массивов, когда нарушено чередование культур и мало- затратные подсолнечник или озимая пшеница размещаются на одном и том же поле ряд лет. Попадаешь на вовсе брошенные участки. Есть такие поля, сплошняком покрытые бурьяном и в границах Большого Севастополя. Длительное время в стране отсутствовал специальный орган, который осуществлял бы надзор за использованием и охраной земель. Главное наше богатство оставалось без защиты. Наконец 25 декабря 2002 г. ныне действующий Кабинет министров во главе с Виктором Януковичем издал постановление за номером 1958 «Об образовании Государственной инспекции по контролю за использованием и охраной земель». Приказом Госземинспекции страны за номером 4 от 14 марта 2003 г. образована такая же инспекция в Севастополе. Это первое интервью корреспондента «Славы Севастополя» с ее руководителем А.А.КУРЯТИНЫМ.- Госземинспекция в городе Севастополе, — говорит Александр Анатольевич, — входит в единую систему органов Госкомзема Украины. На них, как легко догадаться, возложена обязанность по государственному контролю за использованием и охраной земель. Наша инспекция состоит из инспекторского и аналитического отделов. От лица государства их сотрудники осуществляют надзор за соблюдением органами исполнительной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, гражданами Украины, иностранцами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами земельного законодательства и установленного порядка обретения и реализации права на землю всех категорий и некоторые другие задачи. Так предписано законом «О государственном контроле за использованием и охраной земель», подписанным Президентом Украины Л.Д.Кучмой 19 июня прошлого года. Им, а также принятым ранее Земельным кодексом, другими нормативными документами мы и руководствуемся в своей деятельности.

— Очертите, пожалуйста, поле этой деятельности.

— Севастополь имеет свои региональные особенности. Так, 40 процентов административной территории города составили земли лесного фонда — 37,6 тысячи гектаров, 30,3 процента владений Большого Севастополя, или 29,1 тысячи гектаров — земли природно-заповедного фонда — это 86 объектов рекреационного назначения общей площадью в 245 гектаров, шесть памятников природы местного значения, четыре заказника и одно заповедное урочище. Само собой, это еще и земли городской застройки.

— Работа инспекции на протяжении свыше полутора лет уже позволяет говорить о ее содержании и направленности…

— Мы проводим проверки как согласно плану, так и по письмам и жалобам севастопольцев и представителей органов государственной власти. Осенью нынешнего года, например, мы сосредоточили усилия на выполнении приказа Госкомзема Украины за номером 282 от 30 августа сего года «Об усилении госконтроля за использованием и охраной земель обороны». Для Севастополя этот вопрос очень актуален. В границах административной территории города насчитывается, вдумайтесь только, 614 земельных участков общей площадью 4933,3 гектара под военными частями, военными учебными заведениями, предприятиями, службами и организациями отечественного оборонного ведомства. Армия отличается дисциплиной и организованностью, что не всегда соответствует тому, как люди в погонах относятся к земле. Поселок Морозовка, известный севастопольцам под старым названием Алсу, — живописнейшее место, без натяжек — наша Швейцария. Но что творится почти на 225 гектарах? Здесь мы видим полуразрушенные здания, горы бытового и строительного мусора, рвы — все это оставили после себя военные. В числе сотрудников других контролирующих органов инспекторы Госземинспекции участвовали в выполнении второго и третьего пунктов поручения Президента Украины от 4 июня прошлого года по вопросам демилитаризации Балаклавской бухты. На ряде расположенных на ее берегах объектов не оформлено право пользования землей, как того требуют ст. ст. 125 и 126 Земельного кодекса Украины. Дальше — больше: одно дело плата за землю как за землю, отнесенную к оборонному ведомству, совсем иной расчет с коммерческими структурами. Фактически военные уступили им свои земли в аренду. Такая «щедрость» обернулась потерями для бюджета в 141 тысячу гривен. И это только по проверенным объектам. Естественно, по этим фактам грубых нарушений земельного законодательства нами оформлено соответствующее делопроизводство. Через военную прокуратуру наши материалы направлены в хозяйственный суд. Полагаете, обстановка изменилась? Ничуть. При повторной проверке в Балаклаве были выявлены те же нарушения. Коммерческие структуры, попирая нормы законодательства, как пользовались не принадлежащей им недвижимостью, так и пользуются на момент второй проверки. Эти нарушения нашли отражение в новых пяти актах, трех предписаниях…

— Когда мы говорим о земле, то в первую очередь думаем не о военных, а об агропредприятиях. Земля для них — главный производственный цех. Уж там порядок должен быть.

— Аграриям были адресованы Указы Президента Украины «О неотложных мерах по ускорению земельной реформы в сфере сельскохозяйственного производства» (1994 год) и «О порядке паевания земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и организациям» (1995 год), некоторые другие директивные документы. В них все, как говорится, разжевано, осталось проглотить, то есть выполнять строго по пунктам указы первого в государстве лица. Чтобы свериться по пунктам доведенных столицей требований, мы побывали в негосударственных агропредприятиях — таких как СОАО «Севастопольский», ЗАО имени Софьи Перовской, КСП «Красный Октябрь» и в терновских агропредприятиях «Горный» и «Футурум». Почти везде хоть что-то, но выявили в ходе проверок. Остановиться необходимо на терновчанах, точнее, на частном предприятии «Футурум». Его руководители заключили договоры с сельчанами на аренду их земельных паев. Но договоры не прошли государственной регистрации. Мы насчитали 37 земельных участков, которые «Футурумом» не используются по прямому назначению. Они заросли сорняками. В отношении руководителей хозяйства открыто административное делопроизводство. Информация направлена в прокуратуру для возможного принятия мер прокурорского реагирования. Село селом, но темой отдельного не только пространного, но и острого интервью могли бы стать вопросы использования самого ценного, что у нас есть, — земли природно-заповедного фонда. Просятся также на бумагу результаты проверок, проведенных по представлению прокуратуры и письмам городского совета садоводческих товариществ «Берег», «Голубой залив», «Успех», «Пилот», «Бриз», «Фиолент», «Мираж», «Подводник». Некоторые из них замечены в самовольном захвате земельных участков, и не где-нибудь, а на прибрежной полосе Черного моря.

— В нынешнее неспокойное время просматривается будущее вашей службы? Ведь работы для нее непочатый край.

— Нам стало известно об изданном «наверху» в отношении нас приказе. Госземинспекция в городе Севастополе станет структурным подразделением управления земельных ресурсов. Оно будет наделено статусом главного управления. Это перемены в организационном плане. Собственно, и до издания приказа мы работали в тесном контакте с этой структурой. Как говорится, плотно мы работали и с городской государственной администрацией в целом, а также с городским советом. Есть большая надежда на то, что в ближайшем будущем наша деятельность получит подкрепление и со стороны законодателей. В настоящее время в Верховной Раде находятся на рассмотрении интересующие нас изменения в ныне действующий Земельный кодекс Украины и закон «О местном самоуправлении». Слушание по ним было остановлено на высокой степени их готовности. Если эти изменения пройдут, то госземинспекции на местах получат право выступать в судах в качестве истцов. В настоящее время мы действуем главным образом через прокуратуру. Законодатели также позаботятся о том, чтобы наделить низовые органы представительной власти большими полномочиями по так называемому «самовредному» контролю за использованием и охраной земель. А это немалый плюс в этом большом деле.

— Большое спасибо за беседу.

Другие статьи этого номера