Интервью председателя Верховной Рады АРК для «Крымских известий» (21.12.2004 г.)

— Борис Давыдович, остается меньше недели до дня повторного голосования во втором туре выборов президента Украины. Элементы политического кризиса, которыми сопровождались нынешние выборы главы державы, вызвали у части наших сограждан чувство неуверенности в завтрашнем дне, некоторые опасаются также и возникновения экономического спада, инфляционных процессов. Есть ли какие-то основания для таких настроений? Чем характеризуется складывающаяся в автономии экономическая и социально-политическая ситуация?

— Сразу же хочу успокоить крымчан. Никаких кризисных явлений, к счастью, в нашей республике нет и, надеюсь, не будет и впредь. Конечно же, как и везде, предвыборный процесс сопровождался напряженной политической борьбой. Должен с удовлетворением отметить, что представители штабов практически всех кандидатов в президенты в Крыму вели эту борьбу в рамках закона, соблюдая политическую культуру.

К сожалению, не обошлось и без нарушений, были случаи использования так называемого «черного пиара». Однако все это было лишь исключением из правил, а в целом и первый, и второй тур голосования прошли в автономии спокойно.

В силу этого обстоятельства нет предпосылок для какого-то напряжения в социально-экономической сфере. Народнохозяйственный комплекс автономии работает стабильно, в плановом порядке идут поступления в бюджеты всех уровней, что обеспечивает регулярные социальные выплаты и своевременное начисление заработной платы.

Правда, и в Крыму не удалось избежать тех неприятных моментов, которые характерны для всех регионов страны. В первую очередь это касается панических настроений, возникших у значительного числа вкладчиков банковских учреждений. Своевременно принятые руководством Нацбанка Украины меры позволили избежать развития непредсказуемых последствий.

Отвечая на ваш вопрос, хочу еще раз подчеркнуть, что та стабильная обстановка, которая сложилась в Крыму в последние годы, будет сохранена. Беречь это наше общее завоевание как зеницу ока считают своей главной задачей Верховная Рада и правительство республики.

— Как известно, вы принимали участие в работе съезда депутатов советов всех уровней в Харькове и координационного совета органов местного самоуправления в Донецке. Отдельные политики воспринимают эти заседания как попытку покушения на целостность государства… Как вы это прокомментируете?

— Я не просто участвовал в работе этих органов, я выступал там со своим видением накопившихся в сфере местного самоуправления проблем и путей их решения.

Ожесточенная предвыборная политическая борьба явилась катализатором тех настроений, которые озвучили на упомянутых форумах руководители крупных регионов Украины. Кроме того, в ноябре имели место факты, когда руководители отдельных западных областей Украины принимали решения, выходящие за рамки действующей Конституции. Когда же в Киеве начались многотысячные протестные акции в поддержку одного кандидата и этот процесс стал выходить за рамки правового поля, часть региональной украинской элиты стала искать пути выхода из сложившегося положения.

Конечно, порой эмоции брали верх над рассудительностью. Это уже признали многие горячие головы. Но я хотел бы подчеркнуть, что идея перераспределения властных полномочий регионов и Центра родилась не в период нынешних выборов. Она созревала давно. И объявленная, но постоянно буксующая административная реформа сегодня не просто назрела. Закостеневшая модель государственного устройства сдерживает развитие нашей страны, негативно сказывается на перспективном развитии самоуправляемых территорий.

Повторяю, административная реформа объявлена центральной властью в рамках ее конституционных полномочий. Убежден, что и органы местного самоуправления должны совершенствоваться лишь на базе строгого соблюдения действующего законодательства. К сожалению, многие телеканалы и СМИ, освещая заседание в Харькове, растиражировали лишь один ярко эмоциональный фрагмент моего выступления. А ведь я говорил и о вещах очень актуальных и важных.

Я напомнил коллегам, что в состав унитарной Украины в полном соответствии с Основным Законом державы входит Автономная Республика Крым. Мы прошли непростой и рискованный путь к нашей автономности. Можно сказать, выстрадали этот статус и как никто понимаем, какая опасность таится в попытках через правовой нигилизм прийти к легитимному правовому статусу.

Поэтому я призывал коллег каждый шаг делать только в конституционном поле, только путем уважительного отношения к законам страны. Большинство из них меня поддержало, а это означает, что появившиеся обвинения в сепаратизме и попытках развала державы — не что иное, как политиканство и предвыборные технологии.

Еще одним доказательством актуальности наших попыток реанимировать административную реформу явились недавние пакетные решения Верховной Рады Украины. Не случайно условием ввода в действие поправок к Конституции страны, перераспределяющих функции высшей власти в государстве, является принятие парламентом изменений в законодательство об органах местного самоуправления.

При этом у крымчан есть ряд серьезных замечаний к данному законопроекту, так как в нем не учтены полномочия автономной республики.

— Не повлияют ли все эти предвыборные перипетии на бюджетный процесс в автономии!

— Очень хочу надеяться — и для этого есть все основания — что не повлияют, и бюджет будет принят в кратчайшие сроки. Правительство республики над этим уже работает, соответствующие параметры обсуждаются в профильных комиссиях нашего парламента с участием специалистов, руководителей отраслей.

Как и в прошлые годы, мы стремимся сделать основной финансовый документ автономии предельно нацеленным на решение социальных проблем.

С особой тщательностью будут расписаны затраты на капитальные вложения. В последние годы нам удается навести в этой области порядок. Главное — определить приоритеты и действовать, четко видя перспективу.

Верховная Рада АРК нацеливает правительство республики, министерства и ведомства, контролирующие органы на постоянное развитие доходной базы бюджета. Возвращаясь к теме перераспределения полномочий местных органов власти, скажу, что в этом плане мы еще недостаточно настойчивы в отстаивании наших конституционных прав. До сих пор вынуждены по каждому бюджетному поводу испрашивать разрешения у Киева, а система бюджетных дотаций постепенно превращается в хроническое попрошайничество.

— В кулуарах крымской власти и в разговорах на кухнях (не только «политических») в эти дни звучат прогнозы относительно изменений в руководстве республики после победы того или иного кандидата на обладание «президентской булавой». Звучат буквально десятки фамилий будущих крымских спикеров, премьеров и членов правительства.

— Что тут скажешь… Желающих получить политические, да и не только, дивиденды в результате того или иного кризиса хватало всегда и везде. По этому поводу хотел бы напомнить слова классика и народную поговорку: «Вы жадною толпой, стоящие у трона…» — «Не лезьте поперед деда в пекло».

Если же серьезно, то хочу напомнить всем любителям подковерных кадровых интриг, что по действующему в государстве законодательству в нашей автономии в отличие от других регионов должности высших руководителей являются выборными. Избирается и состав правительства. При этом подчеркну, что обстановка стабильности в автономии, созданная и сохраняющаяся совместными усилиями всех ветвей власти, предполагает в том числе и кадровую стабильность. Совершенно убежден, что в этом будет заинтересован и будущий президент Украины, кто бы им ни стал.

— Сегодня многие вспоминают о революциях…

— Я предпочитаю, чтобы ситуация развивалась не революционным, а эволюционным путем. Мир устал от резких смен власти и экономических систем. За каждой из них — судьбы людей, а порой и человеческие трагедии.

Не надо забывать и еще об одном высказывании — о том, что революцию делают романтики, а ее плодами пользуются подлецы.

К сожалению, многие наши политики несвободны от революционного мышления. Они привыкли делить мир на «своих» и «врагов». Я не хотел бы, чтобы в этом черно-белом мире жили мои дети и внуки. Поэтому и надеюсь, что будущее — за ярким миром согласия и взаимного уважения.

Добиться его мы можем и должны только одним путем — соблюдая существующее законодательство.

Именно поэтому для всех нас очень важно провести предстоящее повторное голосование не только организованно, но и чисто и честно.

Достижение результатов голосования именно таким путем позволит всем крымчанам, независимо от политических предпочтений, подтвердить свой выбор без всякого давления, обвинений в фальсификации или в использовании «административного ресурса».

Выборов впереди нас ожидает еще много. Но за политическими баталиями мы не должны забывать, во имя чего мы боремся. Ведь бороться есть смысл только за одно — за мир и процветание нашей земли, за счастье и благополучие наших детей, за успех и достоинство каждого гражданина.

Другие статьи этого номера