Прошло уже свыше 2-х лет с того времени, когда приказом Министерства финансов Украины N 997 была утверждена Стратегия деятельности государственной контрольно-ревизионной службы на 2003-2005 годы, которой определено, что для повышения эффективности финансового контроля необходимо внедрить в практическую работу наравне с ревизиями и проверками и аудит эффективности выполнения государственных программ.
Целью этой формы контроля является оценка результатов выполнения бюджетных программ, целесообразности их дальнейшего функционирования, а также поиск резервов для улучшения управления бюджетными средствами.
Порядок проведения органами государственной контрольно-ревизионной службы аудита эффективности выполнения бюджетных программ утвержден постановлением КМУ от 10.08.2004 N 1017.
В отличие от ревизий и проверок аудит эффективности не сводится к выявлению финансовых нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности. Он являет собой совокупность действий по сбору и анализу нормативно-правовых актов, методических документов, публикаций в прессе о направлениях деятельности в рамках бюджетной программы, в отношении которой проводится аудит эффективности показателей статистической, финансовой и оперативной отчетности, результатов ревизий и проверок, данных сравнения фактически достигнутых результативных показателей выполнения бюджетных программ с запланированными, причем в динамике за несколько лет, а также данных анкетирования и опроса граждан.
Это обстоятельство, безусловно, является преимуществом аудита перед ревизией, потому что не только обеспечивает вскрытие явных недостатков в управлении финансами, но и содействует оперативному их устранению. К тому же принятие предварительных мер к изменению управленческих решений, с экономической точки зрения, приносит больше пользы государству, чем применение в дальнейшем штрафных санкций.
Однако эффект от проведения таких исследований может быть достигнут только в тесном сотрудничестве с заинтересованными учреждениями и организациями.
Во-первых, как свидетельствует практика контрольно-ревизионной работы, отсутствие непосредственной связи между объемами выделенных средств и результатами, а также нечеткость определения целей и задач, на достижение которых расходуются бюджетные средства, не дают возможности объективной оценки выполнения бюджетных программ. В такой ситуации ревизорам необходимо совместно с представителями главного распорядителя, какими являются и органы власти, определить оптимальные показатели для оценки результативности программ.
Во-вторых, полнота раскрытия проблем, объективность выводов невозможны без привлечения соответствующих экспертов, а оценка государственной поддержки будет неполной без проведения опроса тех, кто её получает. Поэтому на протяжении всего исследования необходимо вести активный, конструктивный диалог со всеми участниками программы, в том числе и с органами исполнительной власти.
В-третьих, внедрение качественных изменений в управление в свою очередь в значительной мере будет зависеть от актуальности темы, объективности выводов, реальности и четкости внесенных предложений.
Следует отметить, что нашим управлением вопросу проведения аудита эффективности в прошедшем году уделялось достаточно внимания — осуществлены исследования и подготовлены 3 аудиторских отчета «Об эффективности использования бюджетных средств», а именно:
— на подготовку рабочих кадров в системе профессионально-технического образования;
— на централизованные капитальные вложения;
— на газификацию населенных пунктов.
Кроме того, подготовлены отчеты по исследованию проблемы эффективности использования средств фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также возрастания дебиторской и кредиторской задолженности в бюджетной сфере.
Аудиторские отчеты с предложениями направлены органам власти и всем заинтересованным структурам.
Следует отметить, что органы исполнительной власти и местного самоуправления г. Севастополя активно поддержали внедрение новой формы контроля: по результатам аудиторских исследований городской госадминистрацией издано распоряжение о принятии мер для реализации внесенных предложений ответственными структурными подразделениями администрации, потому что конечной целью наших аудиторских исследований являются предложения: что следует изменить, каким образом. И это — перспектива развития нашей службы.