То берег левый нужен им, то берег правый…

Для севастопольцев пользоваться таким видом внутригородского транспорта, как паром, привычное дело. Однако бьемся об заклад, далеко не каждому жителю города удавалось пересечь бухту, находясь в ходовой рубке парома. Эту возможность (невольно оцениваешь преимущества журналистской профессии) корреспондентам газеты предоставил капитан парома Александр ХОТИЕНКО. Естественно, мы не только любовались открывшимися с высоты рубки ракурсами белокаменного города, но и задавали вопросы.По возрасту грузо-пассажирский паром ГП-2 можно смело назвать дедушкой. Построен он вместе с двумя другими паромами на Севморзаводе в пятидесятых годах, тогда же была открыта и паромная переправа, соединившая противоположные берега Южной бухты. За прошедшие с тех пор полвека судно морально устарело, однако списывать на свалку его рановато: во-первых, благодаря ремонтам и добросовестному содержанию, во-вторых, что бы ни говорили о советских временах, но строили тогда качественно.

Водоизмещение порожнего парома — 423т, прибавьте сюда 100 т груза, итого — 543. Максимально возможное число пассажиров на борту — 220. Как и у всякого судна, есть у парома корма и нос, хотя на первый взгляд несведущему человеку, что из них что, определить трудно. Оказывается, носовая часть там, где располагается становой якорь. Помимо основной палубы, на судне имеются также пассажирский салон, два машинных отделения, плотиковая палуба и ходовая рубка. Алюминиевых плотиков мы насчитали ровно 21, каждый рассчитан на 16 человек плюс спасательные жилеты, 10% из которых детские. На вахте обычно стоят пять человек: капитан, два механика и соответственно два матроса. Каждое утро капитан или его помощник запрашивает «добро» у диспетчера портофлота на право выхода парома во внутреннюю акваторию. О проблемах движения на рейде и изменениях погоды паромщики узнают по радиосвязи и визуально, с помощью мачты, на которой вывешиваются специальные условные знаки. Ночует судно в Артиллерийской бухте. Это обусловлено и тем, что паром задействован в мероприятиях гражданской обороны города. Так, несколько лет назад ГП-2 пришлось участвовать в ликвидации пожара на военном корабле. Три пожарные машины, доставленные к горевшей посудине по морю, тушили пожар прямо с парома. При шторме свыше 3 баллов и ветре более 8 м/с на паромную переправу можете не рассчитывать, рейды в этом случае для плоскодонного судна категорически закрыты «на замок».

Мореходный стаж Хотиенко — двадцать пять лет, половину из них Александр Олегович работает капитаном парома. Можно сказать, что должность эту он унаследовал от своего отца. Именно Хотиенко старший «притянул» его в 1992 году на судно. Параллельно с паромом Александр Олегович водит еще пассажирский теплоход «Тамань», но это уже другая история.

— Александр Олегович, услугами парома за полвека его существования наверняка пользовались многие известные личности? Назовите хотя бы несколько фамилий.

— Их столько — и политиков, и бизнесменов, и представителей шоу-бизнеса, — что всех и не упомнишь. Например, совсем недавними нашими пассажирами были Петр Симоненко, Виктор Ющенко и Виктор Янукович. Довольно часто пользуется паромом певица Алсу, не раз мы перевозили также певцов и музыкантов Юрия Лозу, Юрия Шевчука и его группу, этим летом на пароме пересекала бухту актриса Елена Яковлева.

Неординарных случаев на пароме тоже происходило немало. Как-то в «Волге», стоявшей вместе с другими машинами на палубе, вспыхнула и мгновенно загорелась проводка — сыграли тревогу и потушили автомобиль собственными силами. Прошлой осенью спасали пуделя, выпрыгнувшего с парома на середину бухты. Штормило, собака могла не доплыть до берега, обессилеть и утонуть. Пришлось судну остановиться и забрать животное на борт. А в конце 2004 г. на пароме в карете скорой помощи родилась девочка. По словам медиков, роды прошли нормально, большей информацией об этом событии паромщики не владеют. Кто вы, счастливая мама? Отзовитесь!

— Конечно, паром сегодня недешев, — присоединяется к беседе старший механик Василий Базилевич. — Каждый экономит по-своему, кто-то перестал пользоваться паромной переправой вообще. Представьте себе, в восьмидесятых годах последний рейс с Северной был в 23.30. Сегодня такого количества транспорта мы не перевозим, видимо, нецелесообразно. Хотя число машин с тех пор в городе, как минимум, удвоилось. Зато проезд паромом подорожал для водителей почти в семь раз…

Ничуть не изменились за пятьдесят лет лишь правила поведения на судне: водитель обязан высадить пассажиров из машины и лишь затем въехать на палубу парома, пассажиры могут стоять или занять свободные места на скамьях, расположенных вдоль борта основной и верхней палубы, пассажирского салона. Многих из них экипаж ГП-2 знает в лицо, с некоторыми знаком лично — полвека, как известно, срок немалый, даже для парома. За это время те, кто пользуется услугами парома, успели вырасти, обзавестись семьями, детьми и даже внуками. И альтернативы этому транспорту, равно как и кратчайшему пути между правым и левым берегом Южной бухты Севастополя, пока нет.

Пятнадцать минут — и вы уже в центральной части города или на его Северной стороне. Только вещи не забывайте, такое тоже нередко случается!

Другие статьи этого номера