Процесс пошел?

В четверг Верховная Рада 274 голосами приняла за основу в первом чтении законопроект N 3187-1 «О городе-герое Севастополе», разработанный нашими депутатами Иваном Вернидубовым и Виктором Заичко.
Конечно, сегодня можно говорить о том, что теперь 19 мая 2005 года войдет в историю города как день, когда был сделан первый шаг к законодательному закреплению его статуса, прописанного в Конституции (впрочем, напомним, что это, как принято оценивать в нашей новейшей истории, было второе первое рассмотрение). Однако когда будет сделан второй шаг, пока не знает никто. Потому как работать над приведением законопроекта к подобию закона еще долго, ибо замечаний к нему у главного научно-экспертного управления при Верховной Раде предостаточно.

И все же вернемся пока к самому рассмотрению. На депутатский «суд» было представлено три варианта законопроекта N 3187 (3187-1 — Вернидубова и Заичко, 3187-3 — Леонида Грача и 3187-4 — Николая Катеринчука). Общую оценку всем законопроектам дал представитель профильного Комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Борис Беспалый, который отметил, что комитет в ходе рассмотрения законопроектов не принял решения и рекомендовал это сделать Верховной Раде.

Понятно, что во время обсуждения в сессионном зале возникла дискуссия по поводу того, каким по счету должен быть закон о городе-герое Севастополе. Вспомнили о том, что законодательное решение по этому вопросу не принимается парламентом 9 лет и в конце концов его уже просто необходимо принять. Главная проблема касалась несовершенства в законопроектах в вопросах того, кому можно принимать участие в выборах городского головы Севастополя: жителям САМОГО города Севастополя или также жителям городов (Балаклава, Инкерман) и поселков (Кача и т.д.), подчиненных городу как региону.

В конечном итоге народные депутаты сошлись во мнении относительно того, что «роль и место органов самоуправления должны быть более высокими, чтобы интересы общества были надлежащим способом представленны».

В основном депутаты разделяли мнение представителя профильного комитета относительно того, что Севастополь — это не только САМ Севастополь. Это и Инкерман, и Кача, и другие административные единицы. Но если депутаты хотят принять проекты закона о городе Севастополе, которые предложили депутаты Вернидубов с Заичко и Грач и в которых проигнорированы интересы этих административных единиц, тогда нужно сказать, что они не отстаивают интересы органов местного самоуправления, потому что эти административные единицы имеют такое же право на органы местного самоуправления.

В итоге 274 голосами народные депутаты приняли за основу законопроект народных депутатов от Севастополя. Он отправляется на доработку, а нам остается только ждать второго шага.

Каковы же основные претензии главного научно-экспертного управления? Их достаточно, и они занимают четыре страницы. Отметим, что некоторые из замечаний управления, высказанные к предыдущему варианту проекта, при доработке были учтены. Вместе с тем некоторые изменения и дополнения, внесенные в проект при его доработке, по мнению ГНЭУ, не только не улучшили его, но и создают новые проблемы правового характера, которые могут проявиться на практике в случае принятия и реализации данного проекта в его нынешнем виде.

Среди замечаний общего характера — недовольство «особыми» полномочиями СГГА. «Предложенная в проекте административно-территориальная организация власти в городе в целом может быть признана приемлемой и вызывает замечание лишь относительно отдельных ее деталей. Однако внедрение этой схемы в проекте сочетается с положениями о предоставлении СГГА огромного количества «особых» полномочий, которые обычно не относятся к сфере ведения местных государственных администраций. В частности, в проекте предлагается предоставить Севастопольской городской и районным в городе государственным администрациям полномочия, которые по законодательству относятся к ведению пограничных органов, органов военного управления, органов внутренних дел и даже некоторые вопросы внешнеполитического характера. Кроме этого, предусматривается передача в ведение Севастопольской городской государственной администрации и районных государственных администраций земельных и имущественных вопросов, которые также обычно решаются не местными, а центральными органами исполнительной власти.

Однако в случае предоставления таких полномочий СГГА (которую по проекту должен возглавлять севастопольский городской голова) существенно ограничивается установленная законами компетенция центральных органов исполнительной власти Украины по соответствующим вопросам на территории города Севастополя, с чем, конечно же, нельзя согласиться. Особенный статус Севастополя не является основанием для выведения его территории из-под законного управления и контроля со стороны центральных органов исполнительной власти Украины».

К сожалению, отмечают эксперты, в этом проекте не устранены и некоторые другие недостатки, присущие его предыдущему варианту.

«В частности, статья 10 законопроекта разрешает сельским, поселковому, городскому советам сел, поселков, городов, которые включены в черту города Севастополя, образовывать собственные исполнительные органы, а статья 13 законопроекта упоминает еще и органы исполнительной власти, что можно понять как возможность существования отдельных местных государственных администраций в этих населенных пунктах, которая, однако, не предусмотрена Конституцией Украины и не является целесообразной.

Как и ранее, в проекте отсутствуют четкие положения относительно порядка взаимодействия органов местного самоуправления тех населенных пунктов, которые включены в территорию Севастополя, с органами местного самоуправления города и районов Севастополя и соответствующими местными государственными администрациями. Фактически общая территория, на которой будут действовать означенные органы, наличие смежных полномочий в одних и тех же сферах жизнедеятельности населения обусловливают необходимость определения особенностей их бюджетных взаимоотношений, использования и распоряжения природными ресурсами, земельными участками, порядка осуществления застройки и благоустройства населенных пунктов, которые одновременно являются и территорией города в целом, общего использования объектов инфраструктуры города и тому подобное». И так — четыре страницы.

Какой выход? Нашим избранникам необходимо не только внести изменения в соответствии с замечаниями, но и разработать механизм реализации того, что внесено ими же в законопроект. Например, провести инвентаризацию земель и инфраструктуры города, чтобы знать, кто за что отвечает. А может быть, стоит провести

ОБЩЕгородской референдум, на котором жители города Севастополя, городов, поселков и других населенных пунктов, входящих в его границы, дадут оценку законопроекту и, глядишь, подскажут чего. Ведь для большинства, к сожалению, весь смысл закона «О городе-герое Севастополе» заключается лишь в одном — праве избирать городского голову.

Дмитрий ЖЕЛНИН.

Как голосовали по законопроекту N 3187-1

Присутствовали 422 депутата. «За» — 247, «Против» — 0, «Воздержался» — 1 (В.П. Барткив — фракция УНП), не голосовали — 147.

«Наша Украина»: «За» — 1 (не голосовали 83, отсутствовали 3), фракция коммунистов — 51 (5 — 0), «Регионы Украины» — 46 (4 — 1), Народная партия — 33 (1 — 1), СПУ — 26 (0 — 0), блок Тимошенко — 6 (18 — 1), Украинская народная партия — 0 (23 — 0), СДПУ(о) — 20 (0 — 0), «Единая Украина» — 14 (6 — 0), «Демократическая Украина» — 16 (3 — 0), Партия промышленников и предпринимателей Украины — 14 (0 — 3), «Демократические инициативы» — 14 (0 — 0), «Союз» — 13 (0 — 0), внефракционные — 20 (4 — 14).

Глас народа

Когда закончится эта канитель?

Валерий АНДРЕЕВ, военнослужащий:

— Как уже отмечали депутаты Верховной Рады в выступлениях, по длительности принятия это самый многострадальный проект закона. И будем надеяться, что все формальности, связанные с его утверждением и введением в действие, не будут столь длительными. С другой стороны, хочется верить, что севастопольцы покажут свою гражданскую зрелость и выборы будущего городского головы не превратятся в очередную избирательную драчку. А будут мудрым решением, в результате которого будет выбран достойный кандидат, который станет служить Севастополю верой и правдой и с высоким профессионализмом.

Алексей ПОЛЯХОВ, депутат горсовета:

— 19 мая 2005 года уже можно вписать в историю города как победу севастопольцев в борьбе за свои права. Как руководитель рабочей группы горсовета и администрации по подготовке концепции закона, дважды участвовавший в ее защите в комитете Верховной Рады, достоверно знаю, что именно консолидация всех политических сил города в данном случае привела к успеху в интересах прежде всего севастопольцев. Кто видел трансляцию, согласится, что в поддержку законопроекта наших депутатов, представляющих в парламенте Партию регионов Украины и НДП, активно выступили коммунисты и социалисты. Именно это в итоге и позволило закону пройти в первом чтении. О дальнейшей судьбе проекта закона говорить трудно. Но думаю, что он будет принят уже в этом году и с сохранением основных требований Конституции и Европейской хартии о местном самоуправлении.

Алексей СКВОРЦОВ, председатель молодежной администрации Ленинского района:

— Я думаю, что эта канитель закончится с принятием закона о территориальном устройстве Украины. Данным законом будут определены территориальные границы, в том числе и Севастополя, а также система административного управления Украины. И выборность или назначение городского головы или председателя исполкома городского совета также будет определяться этим законом. Чем скорее мы проведем эту реформу, значимость которой назрела, тем быстрее решится вопрос со статусом Севастополя.

Владимир Сергеевич, пенсионер:

— Вчера я внимательно слушал выступления депутатов Верховной Рады. Вроде все они говорят об одном и том же. Но видно, что после дискуссии начинается перетягивание каната каждого автора. Если они говорят об одном — о статусе Севастополя, то зачем такой ажиотаж? Прошло немало времени, прежде чем депутаты проголосовали за принятие Закона о статусе Севастополя в первом чтении. Но при этом возникает вопрос: какие преимущества появятся с принятием этого закона в нашей жизни? Единственное, что я понял: после принятия Закона о статусе Севастополя будем выбирать мэра. А меня интересует: останутся ли при этом налоги в городе, станет ли жизнь города лучше — эти вопросы давно требуют разъяснения. Очень многие так и не понимают, какие преимущества даст нам принятие этого закона.

Другие статьи этого номера