Конвейер жизни произвел еще одну операцию — скинул на эскалатор будущего партию выпускников. Звучит последний звонок. С растерянной улыбкой на лице застыли ученики, учителя, родители. И у каждого в сердце — невысказанное…
— Как здорово, как волнительно, — слышим сегодня от выпускника. — Смотрю на первоклашку, гордо восседающего на плече у моего одноклассника, и, что есть мочи звонящего, звонящего, звонящего. Странно, но и я был таким. И в первом классе со страхом и восхищением смотрел на «взрослых дядь и теть» из 11-Б и на бумажном голубке писал послание себе сегодняшнему. Как быстро пролетело время? Да нет. Помню, как оно тянулось, иногда замирая вовсе, вот хотя бы на том уроке истории в 8 классе, когда я не знал, каким богам молиться, чтобы не вызвали к доске, что повлекло бы за собой трояк в четверти. А ту немыслимо долгую и удручающе скучную зоологию, на которой так хотелось, обгоняя ветер, добежать до соседнего ларька и купить вкуснейшую, ароматную булку, еще совсем горячую. А обратно возвращаться медленно-медленно и, жуя ее, радоваться золотистым листьям, шуршащим под ногами, упиваться свободой и абсолютным счастьем.
Но я был узником нестерпимо длинного урока, пленником амеб и инфузорий-туфелек. Как жарко я иногда хотел, чтобы время пролетело как можно скорее, и , наконец, стать взрослым. Жаль только, что слушалось этой просьбы оно только в моменты моего триумфа. Почему так быстро закончился тот четверг в 6-м классе, когда я принес домой целых 5 пятерок и родители в этот день меня баловали, как могли?! Но все это уже в прошлом, и подборка песен, звучавшая перед линейкой, предписывала мне грустить по поводу прощания с детством.
Мне жаль? Нисколько! Пьянящее чувство собственной взрослости и свободы — вот что наполняет меня. Будущее манит неизвестностью, но в то же время почти нет сомнений, что оно обязательно будет успешным, блистательным. В нем будет много денег, славы, любви и власти. Жизнь заигрывает со мной, интригует новизной и свежестью…
Директор заговорила про экзамены. Эх, такое настроение испортила! И кто ее просил? И никакое это будущее не яркое и радостное. Впереди только серый страх и усталость тяжестью в 10 лет. Как их пережить? Возможно ли это? Если сдам на балл ниже — жизнь кончится… А впереди еще и вступительные экзамены! Ну почему не изобрели чудо-машину, чтоб заскочить в нее сегодня, а выйти из нее, скажем, в августе уже студентом-бюджетником желанного вуза?!
— Мой ребенок что-то погрустнел, и вид у него как на той детской фотографии, что наклеена на стенгазету, висящую в вестибюле, — растерянный и испуганный, — скажет иной родитель. — Позавчера мы с ним вместе выбирали это фото. Вот ему 4 месяца, он так любит купание, во время этой процедуры папа его и снял. А вот год и три, как он не хотел есть эту кашу, не помогали никакие хитрости и уловки, он уже тогда был таким же упрямым и принципиальным, как сейчас. Пожалуй, подойдет этот снимок, ему три года, с сосредоточенным видом смотрит в книжку, которую держит вверх ногами. Помню, какой визг поднялся, когда я попыталась перевернуть ему эту книжку правильно.
Как давно это было! Мой любимый малыш, ты выше меня на голову, а в этом костюме такой взрослый, серьезный. Меня переполняет гордость, которую не передать словами, — ты заканчиваешь школу. Впереди экзамены на аттестат зрелости, выпускной бал и снова экзамены. Мой маленький ребенок, как помочь тебе это пережить? Как одновременно внушить тебе, что нелучшая отметка — это не катастрофа и позор на всю жизнь, как настраивают тебя учителя, но в то же время чтобы ты стремился к победе и не упускал ни одного шанса. Впереди столько хлопот, тебя нужно «выпускать», затем помогать «поступать». Но все это ничто по сравнению с моей гордостью — ты уже взрослый!
— Еще один выпуск готов покинуть школу, — продолжает учитель. — Для меня это закономерное ежегодное явление. Хотя бывают и особые годы — когда выпускаются дети, у которых была классным руководителем. Этот год такой. Как я намучилась с этим классом, как мечтала поскорей его выпустить, но сейчас ловлю себя на том, что именно с этими детьми мне будет больнее всего расстаться. Именно с ними: живыми, хулиганистыми, дерзкими, а не с теми отличниками-зубрилами, с которыми было так легко и удобно на уроках. Я ставила этим детям оценки, но знала, что настоящие оценки им сможет выставить только сама жизнь.
Анна МОСКАЛЕНКО.
Заместитель начальника управления образования по дошкольному и среднему образованию Галина Николаевна КУНЦЕВСКАЯ:
— В этом году окончат школу 4622 девятиклассника и 4367 одиннадцатиклассников. На получение медалей претендуют 305 выпускников, из них 225 — на золотые. В прошлом году медалистов было больше на 40 человек. Это объясняется исключительно тем, что в этом году количество выпускников меньше. В процентном соотношении показатель остался на прежнем уровне.