Обширна география жизненного пути Леси Украинки. Ее жизнь прошла через Киев, Львов, Полтаву, Одессу, Черновцы, другие украинские города, а также через Минск, Тбилиси, Сочи, Кутаиси, Батуми, Берлин, Берн, Вену, Сан-Ремо, египетский городок Гелуан, Варшаву… Да что — весь мир. Побывав в Крыму, выдающаяся украинская поэтесса посетила Саки, Евпаторию, Бахчисарай, Ялту, Севастополь, Балаклаву. Наши современники, которые служат ее музе, обречены время от времени повторять маршруты поездок Леси Украинки. Накануне Дня независимости Украины в Севастополе и Балаклаве побывала директор музея автора «Лiсової пiснi» в ее родном Колодяжном, что на Волыни, В.М.Комзюк. «Что привело вас к Лесе Украинке?» — спросил гостью корреспондент «Славы Севастополя».
— В родном ей Колодяжном, — говорит Вера Михайловна, — Леся Украинка прожила четверть века. В этом волынском селе ею написано свыше 80 произведений. Мне посчастливилось родиться в Колодяжном. Хата моих родителей находилась в полукилометре от усадьбы Косачей. А школа, в которой я училась, а затем семь лет преподавала историю, расположена непосредственно на территории музея. В сентябре 1979 года мне предложили возглавить музей Леси Украинки.
— Сразу директором?
— Представьте. До моего прихода в коллектив им руководили замечательные люди, но ни один из моих предшественников не имел высшего образования. В то время музей состоял из двух домиков, принадлежавших Косачам. Один был мемориальным, а во втором располагался литературный музей. Было решено и его сделать мемориальным, а под музейную экспозицию подняли отдельное сооружение. То есть музей расширялся, и где-то наверху решили, что его должен возглавить человек с высшим образованием. Так я стала директором. Вот уже 26 лет работаю в этой должности.
— Вы любите творчество из обязанности директора или по-человечески, от самого сердца?
— Лесю Украинку нельзя любить из казенных соображений, тем более на Волыни, в Колодяжном, где все пропитано образным словом поэтессы, где, кажется, слышен ее голос. Став директором, признаюсь: я начала учить наизусть стихи своей великой землячки. Прав академик Николай Жилинский, выходец из Волынской области, который сказал, что каждое новое обращение к тому или иному произведению Леси Украинки дарит открытие. И меня охватывают такие ощущения, достаточно снять с полки книгу.
— Наверное, изменилась оценка творчества Леси Украинки за годы независимости нашей страны?
— Я бы так не решилась сказать. В те годы, когда мы с вами за школьными партами изучали творчество поэтессы, нам ее представляли как автора «Досвiтнiх вогнiв» — стихотворения, проникнутого настроением, созвучным той эпохе.
— Вы сейчас не воспринимаете «Досвiтнi вогнi»»?
— Это произведение мне как нравилось