Дорогая лицензия — непосильная ноша для малых предприятий

Региональное управление департамента по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и обращением подакцизных товаров ГНА Украины в г. Севастополе было создано 2 октября 2001 года. Чем занимается это подразделение, каковы его основные функции? На эти и другие вопросы отвечает начальник РУ ДААК ГНА Украины в г. Севастополе Александр АЛЕКСАНДРОВ.
— Александр Юрьевич, когда и с какой целью было создано управление, каковы его основные функции?

— Первая функция — это мобилизация ряда бюджетных источников. В частности, акцизного сбора, как основного направления нашей деятельности, сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, платы за лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями. Поскольку оптовые лицензии и лицензии на производство алкогольных напитков выдаются в Киеве, в Департаменте акцизного сбора, мы отслеживаем своевременность этих платежей. Вторая функция — это проведение контрольно-проверочной работы. Причем она осуществляется как в отношении субъектов розничной и оптовой торговли алкогольными напитками и табачными изделиями, которые находятся в нашем регионе, так и в отношении производителей алкогольной продукции путем проведения документальных проверок. Кроме того, мы осуществляем выдачу лицензий на право розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями. Поскольку в Севастополе нет предприятий, производящих спирт этиловый, то мы в данном случае отслеживаем поступление спирта на наши предприятия первичного виноделия, проводим проверки целевого использования спирта, соблюдения требований к местам хранения, инвентаризации.

— Назовите наиболее крупных плательщиков акцизного сбора.

— На сегодняшний день в нашем регионе зарегистрировано 12 плательщиков акцизного сбора. Много это или мало? Конечно же, мало, потому что на 1 января 2004 года было зарегистрировано 23 плательщика, на начало 2005 года — 19 плательщиков. При этом необходимо учесть, что предприятия, которые зарегистрированы в качестве плательщиков акцизного сбора, и те, которые фактически уплачивают акцизный сбор, — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Фактически пополняют казну акцизным сбором лишь 5 предприятий. В нашем регионе 4 предприятия первичного виноделия. По законодательству они освобождены от уплаты акцизного сбора и уплачивают его только в случае продажи виноматериалов населению (это небольшие суммы). Из оставшихся предприятий хочу отметить ОАО "Севастопольский пивобезалкогольный завод". В этом году предприятие в полтора раза увеличило объемы реализации пива и соответственно нарастило уплату акцизного сбора. В числе постоянно пополняющих бюджет такие предприятия вторичного виноделия, как ГП "Севастопольский винодельческий завод", ООО "Инкерманский завод марочных вин", ООО "Сатера-трейд" и ООО "Квинт". Все они, кроме Инкерманского завода марочных вин, расположены в Нахимовском районе. У остальных предприятий лицензии приостановлены либо аннулированы, и свою деятельность они, видимо, продолжать не будут. Фактически у нас в регионе, как ранее в Украине, прошло вытеснение даже не столько вследствие конкуренции, сколько из-за повышения накладных расходов, в частности увеличения стоимости лицензии, предприятий с небольшими объемами производства винодельческой продукции.

В Украине поступления акцизного сбора обеспечиваются в большей степени за счет производителей нефтепродуктов и ликеро-водочной продукции. А доля предприятий виноделия в поступлениях акцизного сбора составляет за первое полугодие порядка 2%. В севастопольском регионе акцизный сбор составляет около 3,5% поступлений в госбюджет, а раньше он доходил до 8-9%. К сожалению, можно говорить о том, что сегодня наблюдается тенденция к сужению рынка производителей винодельческой продукции в нашем регионе. За два последних года ни одного нового предприятия не открылось. Самым крупным плательщиком является Севастопольский винодельческий завод, от которого поступает более половины акцизного сбора в регионе. В Севастополе за 9 месяцев текущего года мобилизовано акцизного сбора на сумму более 6 млн грн, сбора на развитие виноградарства, садоводства, хмелеводства — 2,5 млн грн, плата за лицензии составила 6,9 млн грн.

— Как сказывается повышение стоимости лицензий?

— Считаю, что негативно, потому что уменьшается количество предприятий, особенно малого и среднего бизнеса. Естественно, когда закрываются предприятия, город теряет рабочие места, сокращается база налогообложения. Увеличение объемов производства и реализации винодельческой продукции, которое произошло в крупных предприятиях, совершенно не компенсирует потери от закрытия множества небольших, которые имели свою специализацию, как правило, выпуск недорогих ординарных вин, доступных населению, и свой рынок сбыта. Кроме того, виноделие — весьма специфическая отрасль. Возьмем, к примеру, Инкерманский завод марочных вин. Специфика производства предполагает ежегодное приобретение значительного количества виноматериалов для их обработки и закладки на выдержку, которая для марочных вин длится не менее двух лет. Производство очень капиталоемкое, требуется опыт специалистов, а найти их непросто. Не случайно виноделы относятся к вину не как к утилитарному продукту, а как к живому существу, которое рождается, живет и угасает. Такие предприятия создаются не в одночасье, и в случае их ликвидации все эти связи теряются.

Виноделие — это сфера деятельности, которая требует не просто партнерских отношений с государством, а поддержки государства, стабильности законодательства. А у нас базовый закон N 481, регулирующий вопросы производства и оборота алкогольных напитков, со времени его принятия в 1995 году изменялся 15 раз. Практически каждый год по нескольку раз менялись ставки акцизного сбора. Соответственно кардинально меняется вся ценовая политика предприятия, структура сбыта готовой продукции и т.д. А если еще учесть повышение стоимости лицензий? Это главная причина оттока предприятий в этом году. Сейчас лицензия на вторичное виноделие стоит 250 тыс. грн в год, а раньше стоила 25 тыс. грн. Это непосильная сумма для небольших предприятий. На оптовую торговлю алкоголем стоимость лицензии выросла в пять раз, с 50 до 250 тыс. грн. Как результат — в начале года в Севастополе работало 21 предприятие-оптовик, сейчас их 9, а на следующий год свою деятельность планируют осуществлять всего 3-4 предприятия. Пустеющую нишу занимают предприятия, зарегистрированные в других регионах и там же уплачивающие налоги.

В меньшей степени эти изменения коснулись рынка розничной торговли алкоголем и табаком. Может быть, потому, что в текущем году стоимость лицензии на алкоголь выросла лишь вдвое и составляет сейчас 8 тысяч гривен в год на каждый отдельно указанный в лицензии электронный контрольно-кассовый аппарат, а на торговлю табаком не изменилась и составляет 2 тысячи гривен в год на каждое место торговли. На сегодняшний день в севастопольском регионе насчитывается 1877 действующих лицензий, в том числе 1083 — на право розничной торговли алкогольными напитками и 794 — на право розничной торговли табачными изделиями. За несвоевременную оплату и по иным причинам приостановлено действие 402 лицензий, а 243 лицензии аннулированы.

— Александр Юрьевич, что представляет собой сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства?

— Этот сбор касается всех субъектов хозяйствования, то есть как предприятий всех форм собственности, так и предпринимателей, которые осуществляют оптовую и розничную торговлю, в том числе и в сфере общепита, алкогольными напитками и пивом. Его ставка составляет 1% выручки от реализации данной продукции. Средства от сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства (ВСХ) поступают на спецсчет Госказначейства и в дальнейшем используются для финансирования программ, направленных на развитие соответствующих сельхозпредприятий. Кстати, предприятия первичного виноделия севастопольской зоны такое финансирование получают, то есть в принципе эта система работает.

Зачастую предприниматели, имеющие незначительные объемы сбыта, забывают начислять и уплачивать этот сбор. Они считают, что он небольшой, или вообще о нем не знают. Однако, когда деятельность по продаже алкоголя и пива осуществляется длительное время без уплаты сбора, это влечет за собой начисление значительных штрафных санкций при проверке.

— Спасибо за беседу.

Другие статьи этого номера