Первая забота — экономика

Коллегия городской госадминистрации на своем заседании рассмотрела выполнение программы экономического и социального развития Севастополя за 9 месяцев 2005 года. Доклад, с которым выступила начальник главного управления экономики Людмила Панова, представляет особый интерес в связи с тем, что средства массовой информации заполнены сообщениями о снижении в Украине промышленного производства, якобы спровоцированном «оранжевой революцией». Это обстоятельство вынуждено признать все высшее руководство страны, кроме экс-премьера Юлии Тимошенко, неустанно убеждающей, будто ее правительство было лучшим в Украине.
По оценке Людмилы Пановой, в этом году в экономике Севастополя удалось сохранить положительные тенденции развития хозяйственного комплекса, решить ряд проблемных вопросов регионального и отраслевого характера, создать благоприятный инвестиционный имидж города, увеличить число рабочих мест, реализовать принципы государственной регуляторной и ценовой политики. Прирост темпов промышленного производства к уровню прошлого года составил 6,7 процента. На 11,5 процента возросло производство на предприятиях обрабатывающей промышленности. В том числе переработка сельхозпродукции увеличилась более чем на 38 процентов, производство изделий из древесины — на 59,8 процента, а электрического и электронного оборудования — почти на треть. Вместе с тем снизилось производство на предприятиях добывающей промышленности почти на 5 процентов, на предприятиях стройиндустрии — на 23,4 процента, в машиностроении — на 76 процентов. Но несмотря на это, объем реализации промышленной продукции за 8 месяцев вырос с 583 тысяч гривен до 693 тысяч.

Хорошие показатели в сравнении с прошлым годом достигнуты в сельском хозяйстве. Почти наполовину больше собрано винограда, овощей и плодово-ягодных культур. А вот в животноводстве явный регресс. В среднем на 18 процентов сократилось поголовье крупного рогатого скота и производство молока. Положительной была динамика розничной торговли, объемы которой в денежном выражении возросли на четверть. Такая же доля в розничном товарообороте приходится на организованные и неформальные рынки. Оборот ресторанного бизнеса увеличился на треть и составил около 630 миллионов гривен.

Севастополь остался регионом, к которому иностранный инвестор почти не изменил своего сдержанного отношения. В этом году город продолжал осуществлять торговые операции с 83 странами мира. Его основными партнерами являются Россия, Турция, Германия. Позитивное сальдо внешней торговли за 8 месяцев составило 18 миллионов долларов. Импорт товаров увеличился на 40 процентов и составил 31 миллион долларов, а экспорт возрос до 50 миллионов долларов. По динамике инвестиций Севастополь вошел в первую десятку лучших регионов страны.

С начала года в сводный бюджет Севастополь перечислил 338 миллионов гривен и в сравнении с 2004 годом увеличил уровень сбора налогов на 13 процентов. Уровень мобилизации налоговых поступлений в местный бюджет превышен на 21,5 процента и составил 136,6 миллиона гривен.

В докладе Людмилы Пановой достаточно полное отражение нашла реализация программы социального развития города. За 8 месяцев номинальная средняя зарплата в Севастополе увеличилась на 32 процента и составила в августе 796 гривен. Наиболее высоко оплачивается труд на морском транспорте (1581 грн), в финансовой сфере (1265 грн), в органах государственного управления (1239 грн). Вместе с тем ниже среднего уровня остается зарплата у работников рыбного хозяйства (522 грн), в образовании (557 грн), в медицине (588 грн).

Докладчик оперировала показателями роста только номинальной зарплаты, по которой в связи с инфляцией и ростом цен на товары первой необходимости нельзя судить о повышении реальной зарплаты и материальном положении севастопольцев. Но с начала года в среднем на 11 процентов возросла стоимость молока, творога, мяса и мясопродуктов. А с аналогичным периодом прошлого года стоимость продуктового набора на трудоспособного жителя увеличилась на 21 процент. И так будет продолжаться до насыщения потребительского рынка товарами и услугами.

У нас почти каждое аппаратное совещание в госадминистрации начиналось с отчетов глав районов по ликвидации задолженности по оплате труда. Как правило, эти отчеты носили характер победных реляций, а главы районов пытались делать вид, что способны повлиять на решение этой проблемы. Что же мы фактически имеем?

Приведем сведения из доклада на коллегии городской госадминистрации. "Задолженность по заработной плате, особенно на экономически активных предприятиях города, продолжает расти. По сравнению с началом года общий объем задолженности возрос на 2 991 тысячу гривен (65,8%) и составил 7 537 тысяч гривен. И если на начало года в структуре задолженности на действующие предприятия приходилось 54,9%, то в сентябре — уже 68,4%". После этой информации вряд ли кто-то будет продолжать врать самому себе и наводить глянец на прорехи.

На заседание коллегии главное управление экономики подготовило ряд дополнительных материалов. В них, в частности, нашла отражение тарифная политика в сфере жилищно-коммунальных услуг, в которой находит концентрированное выражение ряд социальных проблем, затрагивающих интересы широких слоев населения.

Госадминистрация разработала программу реализации тарифной политики и направила ее на рассмотрение горсовета. Эта программа предусматривает поэтапное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги с целью доведения их оплаты населением до себестоимости затрат на эти услуги. Как известно, эту программу депутаты неоднократно отклоняли.

Другие статьи этого номера