Сегодня отмечается Международный день прав человека. Именно 10 декабря 1948 года Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека, провозгласив равенство всех жителей планеты перед законом. Документ носит рекомендательный характер, но во многих государствах ряд его предложений закреплен законодательно.
Как бы сильно ни хотелось верить, что Украина следует предписаниям декларации, все равно в глубине души приходится осознавать, что это отнюдь не соответствует действительности. До идеалов нам еще очень далеко, и только прошлогодние события дали искру надежды на перелом ситуации в положительную сторону.
Уполномоченный по правам человека Украины Н.Карпачева считает особенно плачевным положение с защитой прав людей наиболее уязвимых слоев населения. К ним относятся инвалиды, дети-сироты, беженцы, заключенные или люди, которых взяли под стражу до выяснения обстоятельств.
И действительно, никто не будет спорить о порой противоправных действиях милиции. Думаю, практически каждый сталкивался в своей жизни с подобными случаями. Это и обворовывание работниками патрульно-постовых служб выпивших подростков, и прямое игнорирование обращений в правоохранительные органы за помощью, да и, конечно же, "замыливание" уголовных дел с подачи высокопоставленных лиц.
Как отметила Н.Карпачева, к ней поступает большое количество жалоб на применение пыток в Украине. Только в 2000 году она получила 2209 таких обращений. В течение 2000 года возбуждено 154 уголовных дела относительно работников милиции, а за последующие четыре — 263. К ответственности привлечены 344 милиционера, рассмотрено 37 криминальных дел, по которым осуждены 52 работника.
Вряд ли сегодня можно сказать о том, что в стране есть равенство. Кроме того, уверенно можно утверждать, что его никогда не будет. Равенство, как и коммунизм, является сладкой утопией. Не может кухарка управлять страной, как не могут быть равны перед законом простой смертный и высокопоставленное лицо. Что подтверждает одна только неприкосновенность наших депутатов.
Декларация прав человека всегда выражала лишь стремление к такому устройству мира, в котором индивидуальные права человека и равенство всех людей перед законом должны быть основой общественного и политического устройства.
"В Украине отсутствует система защиты прав человека", — заявил однажды народный депутат Украины, а нынче министр юстиции Сергей Головатый. Он отметил, что Конституция Украины 1996 года стала "апогеем в прогрессивном развитии национальной системы защиты прав". Однако она "не стала практической жизнью" украинских граждан, а осталась "памятником письменности". По словам С.Головатого, Украина потеряла шансы на демократию и европейский стандарт системы защиты прав человека потому, что в государстве не осуществляются предусмотренные Конвенцией принципы. По мнению С.Головатого, такая ситуация не позволяет говорить о возможности Украины быть ассоциированным членом Европейского Союза, поскольку страна "очень быстро потеряла свой авторитет на международной арене".
С чем же связано столь сильное отставание Украины в этом вопросе относительно развитых стран? Возможно, ответ может дать история. В 1948 году из тогдашних 56 членов ООН проголосовали за то, что "каждый человек имеет право…" и это "является задачей, к которой должны стремиться все народы", лишь 48. Украина, как и Белоруссия, Польша, Чехословакия, Югославия, Саудовская Аравия и Южноафриканский союз, предпочла воздержаться.
Возможно, именно эта задержка и привела к нынешнему положению дел. Однако стоит заметить, что защита прав человека эффективна лишь тогда, когда он знает свои права, начиная со сферы жилищно-коммунального хозяйства и заканчивая выполнением своих задач руководством страны. Граждане должны знать, чего их лишают, а власть должна быть на страже закона.
В 2001 году в Минюсте Украины был зарегистрирован Международный комитет защиты прав человека. Его целями являются способствование реальному соблюдению прав и свобод каждого человека, создание в Украине гражданского общества на основе согласия и взаимопонимания. Годы работы комитета постепенно приносят свои плоды, к сожалению, пока с недостаточным размахом. Однако положительным моментом в Украине, и в частности в Севастополе, стало появление большого количества общественных организаций, занимающихся этим вопросом. Их рост востребован. Это значит, что наконец-то к гражданам возвращается собственное "я". Настал момент прекратить насилие над собой и смело заявить: "Я имею право!"
Андрей ИВАНОВ.
Вам вольно дышится?
Андрей ГЕФТМАН, председатель общественного объединения «Миротворец»:
— Права человека соблюдаются тогда, когда мы умеем их защитить. В противном случае мы становимся жертвами безграмотности. Поэтому необходимо изучать права человека, начиная с детского сада, для формирования и воспитания в будущих поколениях культуры прав человека. Образование в области прав человека — это значительно больше, чем урок в школе или тема дня; это процесс ознакомления людей с механизмами, которые необходимы для того, чтобы жить в условиях безопасности и с чувством достоинства.
Иван БОЕЧКО, руководитель Севастопольской правозащитной группы:
— Наша группа в городе с 1995 года. Мы боремся за права людей, не проповедующих насилие. Мы работаем достаточно долго и при разных правлениях. Накоплен определенный опыт. В обществе демократические процессы не стоят на месте, развиваются. Это касается свободы слова, демократизации других направлений. Много внимания мы уделяем условиям содержания подследственных. В этом направлении работаем вместе с представителем министра внутренних дел. Кроме того, мы занимаемся мониторингом готовности партий к выборам, а также выявляем нарушения избирательного законодательства.
Татьяна БАРИНА, инженер:
— В детстве мы реализовывали право на отдых в пионерских лагерях. Сейчас высокая плата за койко-место в "Ласпи" или "Чайке" не позволяет многим воспользоваться правом на отдых. Хотя наши родители в прошлые годы ездили в санатории, путешествовали. Без проблем они могли отправиться на Камчатку или в Прибалтику, практически в любые регионы. А моя мечта путешествовать не может быть реализована. Это слишком дорогое удовольствие, оно недоступно обычному гражданину.
Вениамин ГУНДОБИН, председатель Севастопольской городской организации инвалидов войны и Вооруженных Сил:
— Возьмем закон "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты". Его на каждом углу декларируют, но не выполняют. Например, лекарства должны быть бесплатными, но этого нет. Инвалиды войны должны пользоваться бесплатным проездом во всех видах городского общественного транспорта, кроме такси. Реально можно проехать по льготе, то есть бесплатно, только в троллейбусе. Больной вопрос у нас также, чтобы инвалиды войны получали автотранспорт. Всего выделяется 2-3 машины в год, а на очереди более 200 человек. Также не решается жилищная проблема, Хотя этот закон о статусе ветеранов гласит, что жилье должно предоставляться вне очереди.
Александр, студент:
— В отсутствии наших прав мы виноваты сами, так как не отстаиваем их. У одних нет сил, у других — желания.