На этой неделе открываются общественные слушания по реформе жилищного хозяйства.
Объединенное управление жилищно-коммунального хозяйства вновь появилось в нашем городе 1 ноября 2005 года. Однако, поскольку до конца 2005 года начальник главного управления ЖКХ Владимир Хибученко был вынужден работать в рамках бюджета 2005 года, фактически начать объединение этих крупнейших областей городского хозяйства он смог только с 1 января 2006 года. И, по словам В.Хибученко, за два последних месяца работы ему удалось провести определенный анализ деятельности жилищного хозяйства и наметить пути его реформирования.
В рамках ведущейся работы уже на этой неделе главное управление ЖКХ будет готово передать в городской совет для обсуждения в комиссиях укрупненную программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства города. Среди перспективных направлений программы — «вливание» серьезных средств в водоснабжение региона, в децентрализацию теплоснабжения (замена котельных, у которых не хватает мощности), создание сообществ совладельцев домов. Но о том, каким должно быть дальнейшее развитие именно жилищной сферы, специалисты управления хотели бы услышать и от общественности. Речь, конечно же, ведется о судьбе тех самых рэпов, работники которых, надо полагать, уже устали увертываться от «камней», летящих в их сторону.
— 90 процентов жалоб, идущих в управление, связаны с оказанием услуг то ли рэпами, то ли другими обслуживающими жилой фонд организациями, — говорит Владимир Хибученко. — Подача отопления и горячего водоснабжения в 2006 году показала, что у нас устойчиво работают котельные, и теперь наша задача — устранение недостатков в каждой квартире. Раньше можно было прикрыться: котельная микрорайона Камышовой бухты не работает, поэтому у вас дома все плохо. А теперь, когда котельная работала практически весь сезон устойчиво, за исключением двух дней, без реформирования сферы жилищного хозяйства, мы не сможем выполнить свое обещание по предоставлению должных коммунальных услуг каждому горожанину.
В реформе жилищного хозяйства, на взгляд В.Хибученко, выделяются две крупные составляющие. Прежде всего экономическая. Она включает в себя пересмотр тарифов, определение размеров дотаций, а также полный перечень тех услуг, которые могут предоставлять на рассчитанные средства обслуживающие организации. По словам начальника главного управления, сегодня квартплата составляет 23 копейки с одного квадратного метра площади.
К этим средствам можно приплюсовать еще 12-13 копеек дотации, которая идет в рэпы из бюджета города. Получается сумма 36-37 копеек на один квадратный метр обслуживаемой площади. Но только заработная плата работников рэпов «забирает» из этой суммы 25-26 копеек. Таким образом оплачивается работа дворников, мастеров, в общем, персонала, который является на место коммунального бедствия с голыми руками — на закупку материалов, оказание аварийных услуг, проведение текущих ремонтов, а также вывоз мусора денег у рэпов нет.
Поэтому немедленно необходимо решать вопросы то ли компенсации рэпам, то ли повышения тарифов. Есть и другой ход. Исходя из размера получаемых рэпами средств необходимо расписать и количество услуг, которые они могут предоставить. «В таком случае мы с вами, как жители города, должны понимать, что у нас будут подметать только во дворах, у нас будут вывозиться мусор, проводиться работа по уничтожению грызунов, осуществляться аварийные вызовы, — говорит Владимир Хибученко. — А замена оборудования, решение проблем текущего ремонта, уборка подъездов и так далее будут оплачиваться за счет квартиросъемщиков. Так мы сделаем отношения между квартиросъемщиками и рэпами более прозрачными».
Достаточно важна и организационная составляющая. По словам Владимира Хибученко, главное управление ЖКХ до сих пор не имеет никаких рычагов управления рэпами. В городе работает 27 рэпов и у всех разные оклады руководства, разная численность работников на один квадратный метр, разные подходы к премированию. То есть единой политики в области жилищного хозяйства в Севастополе нет. Более того, оклады как руководителей, так и сотрудников рэпов, их премирование не зависят от качества предоставляемых услуг. Сегодня им все равно, как работать, потому что контракты заключены на разные суммы. «И это надо изменить в корне», — считает Хибученко. Не влияет главное управление и на составление «титульных списков» по проведению капитального ремонта жилья: крыш, внутридомовых систем. Некогда было принято решение отдать эти проблемы вместе с их финансированием «на места», поближе к квартиросъемщикам, то есть в районные администрации. «Титульные списки» составляются в РГА, причем даже без согласования со специалистами главного управления. Поэтому сегодня вновь поднимаются вопросы, оправдала ли себя такая мера и по какому пути идти дальше.
— Моя точка зрения, хоть я и не буду ее навязывать, такова. Вопросы энергоснабжения города должны решаться через единое коммунальное предприятие «Энергосервис». Как по придомовому энергоремонту, так и по подаче, ремонту электричества в квартирах. Подачу тепла должно доводить прямо до потребителя ГКП «Севтеплоэнерго» СГС. То же самое по воде: водоканал должен нести ответственность за подачу воды к каждому крану. Нужно исключить из этой цепочки рэпы. Конечно, есть в этом положительные стороны, есть и отрицательные. Также что касается водоснабжения, то я считаю, что в тариф мы можем «забить» поверку водомеров за счет водоканала. Но я хотел бы, чтобы эти проблемы стали обсуждаемыми в обществе, — говорит Владимир Хибученко. — Я жду помощи от специалистов, их достаточно в городе. Тех, кто работал в этой сфере и кто готов высказать свою точку зрения. У нас есть время определиться. То ли мы идем полностью по пути децентрализации, создаем рынок услуг (а рынок мы сможем создать, только когда появится хоть какая-то рентабельность в этой сфере), то ли укрупняемся с единым центром.
Ирина КАРАТАЕВА.
По данным экспертно-аналитического центра «Социум» (неприбыльная общественная организация, созданная для проведения исследований в области развития украинского общества), уровень покрытия затрат по предоставлению услуг по водоснабжению составляет: в Севастополе — 25%; в Закарпатской и Ивано-Франковской областях — 100%. По теплоснабжению: в Севастополе — 48%; в Волынской, Закарпатской, Кировоградской, Харьковской обл. — 100%. По квартирной плате: в Севастополе — 53%; в Виннице, Закарпатье — 100%. Кроме того, в Севастополе один из самых низких по Украине уровень получения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг из государственного бюджета.
КАК МОЖНО УЛУЧШИТЬ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?
Вера Васильевна, бухгалтер:
— Если бы мы делали прямые отчисления на расчетные счета рэпов за их услуги от каждого пользователя, а не через бюджет города, и при этом существовали бы какие-то методы контроля со стороны, например, жилищных комитетов за целевым расходованием перечисленных финансов, наверное, порядка было бы больше.
Ирина, житель ЖСК:
— В нашем ЖСК мы собираем те же деньги на эксплуатационные расходы, что и весь город. Но средства эти расходуем исключительно на содержание дома: текущий ремонт крыш, внутридомовых сетей, вывоз мусора. Что касается моей приватизированной собственности, я не требую, чтобы какие-либо ремонтные работы проводились бесплатно: сама нахожу мастера и оплачиваю его услуги. Словом, никаких начальников ремонтно-эксплуатационных контор и их административный состав мы не содержим, чего и вам желаем.
Константин Леонидович, пенсионер:
— Нужно, чтобы руководство рэпов контролировало выполнение принятых заявок их специалистами. А то ведь как обычно бывает: звонишь диспетчеру, ждешь день, другой слесаря, потом отправляешься за ним сам, ведешь за руку, просишь, унижаешься, еще и деньги суешь.
Дмитрий, рабочий частного предприятия:
— У нас сварщик получает до 2 тыс. грн в месяц. Представьте, захотел бы он перейти работать в рэп? Отсюда вывод: вряд ли мастера своего дела долго задерживаются в этой конторе, там ведь зарплаты смешные.
Светлана Владимировна, частный предприниматель:
— Дому на ул. Лобанова, в котором живут мои родители, уже полсотни лет. За это время в нем ни разу не производили капитальный ремонт — разве что косметически замазывали дыры. Считаю, что для города такое количество рэпов неоправданно. Нужны альтернативные службы, пусть частные, с фиксированными ценами на услуги и жестким контролем.
Александр, работник торговли:
— Только не погашать долги рэпов за счет жителей города!
Александр ТРЕТЬЯКОВ, директор «Ремснабсервиса»:
— Есть две серьезные проблемы, которые мешают работать. Первая — нас децентрализовали в районы, а районы, по большому счету, не готовы с нами работать. Желательно вернуть рэпы в одно русло — сферу жилищного управления, чтобы ремонтно-эксплуатационные предприятия замыкались на одно управление. Вторая — после децентрализации несправедливо распределяется дотация — идет ее перекос в пользу, допустим, Корабельной стороны, обделяя Северную, в связи с чем и страдают наши жильцы, недополучая ремонтный сервис.