Нынешний 2006 год торжественно провозглашен Годом села. Наверное, это не повод поздравлять село — это, скорее, говорит о том, что проблемы там настолько заострились, что откладывать их еще на один год уже нельзя. Ко всем недостаткам советского сельского хозяйства прибавьте неумелые реформы в стиле «дикого капитализма» за годы независимости — и становится понятно, почему Мы имеем такой упадок в аграрной сфере. Впрочем, результаты деятельности нового министра сельского хозяйства дают надежду, что не все утрачено. Министр аграрной политики Александр Баранивский рассказал о том, как выглядит украинское село из окна его кабинета.- Благодаря массовой политической рекламе, наверное, уже и тот, кто не ходит на рынок, понял: цены на мясо растут, стране его не хватает. В чем была причина «мясного кризиса» и может ли он повториться?
— На протяжении многих лет наше животноводство демонстрировало стойкое падение производства. Представьте себе такую цифру: на 1 января 2005 года предыдущая власть оставила скота в стране в три раза меньше, чем у нас было на 1 января 1945 года! Я часто пользуюсь сильными выражениями и могу сказать так: Гитлер нам оставил больше, чем эти горе-реформаторы старой власти.
Конечно, люди спрашивают: "Почему рынки не завалены дешевым мясом?" А я могу ответить на этот вопрос только другим вопросом: "А на ком это мясо могло вырасти?" Если сегодня осеменить корову, то мясо с теленка будет только через 24 месяца!
Поэтому на протяжении 2005 года мы взяли курс на резкое наращивание крупнотоварного производства, разработана программа развития свиноводства, птицеводства, молочного и мясного скотоводства с тем, чтобы до 2010 года довести производство мяса до 3,2 млн тонн, молока — до 20 млн тонн, яиц — до 15 млрд штук.
Но и за минувший год мы на 11% увеличили производство мяса и уменьшили импорт на 1,2 миллиарда гривен.
— Вас часто называют «внутренней оппозицией» в правительстве. Ведь вы можете высказать свое несогласие с решениями Кабмина, вопреки любым авторитетам. Киевляне помнят эти акции протеста: и сахарную свеклу на асфальт высыпали, и свиней под Кабмин приводили…
— Моя обязанность — отстаивать национального производителя и украинское село. К сожалению, у меня есть оппоненты во власти, которые представляют потребности села по-другому. И здесь важно подчеркнуть, что министр в коалиционном правительстве всегда может опираться на свою политическую силу и на свои политические взгляды.
Социалистическая партия всегда поддерживала меня на этой работе — я ощущал помощь единомышленников, когда мы протестовали против завозки сахара-сырца предшествующим правительством с целью сбить цены. К сожалению, не так цены сбили, как нанесли ущерб украинским производителям сахара. Это как раз та ситуация, когда сахарную свеклу высыпали на землю.
Я ощущал поддержку партии и тогда, когда началась "мясная война" — опять-таки решение ввезти дешевое импортное мясо без ножа резало наши предприятия. Моя позиция в реформировании аграрного сектора является четкой и понятной, и она не зависит от ежедневной конъюнктуры.
— Вы сами когда-то были председателем колхоза на Житомирщине. В чем отличие между той советской системой сельского хозяйства и нашей «недореформованной рыночной» системой?
— В советской системе совхозы и колхозы были, по сути, государственными структурами. Инициатива руководителя была скована. Тогдашняя плановая экономика — это, может, и не так плохо, но в определенных границах. Мы сейчас сохраняем баланс между плановой системой и рынком — есть элементы и одного, и второго.
О продаже продукции у советских руководителей голова никогда не болела — государство забирало все. Нынешние руководители сельскохозяйственных предприятий — эти уже бизнесмены. Их доходы во много раз больше, чем у людей, которые на них работают. И, кстати, зарплата на предприятии не всегда зависит от уровня его прибылей.
— Говорят, агробизнес — один из наиболее прибыльных в Украине?
— Так говорят, но это неправда. Так вот, задача министерства теперь — создать условия, по которым аграрный бизнес мог бы развиваться как можно лучше. А бизнес в свою очередь должен обеспечить продуктами питания население.
Мы должны формировать только политику. Я не могу заставить кого-то вырабатывать больше молока или сеять что-то, что нам нужно, а предприятию — нет.
— С какими трудностями вы столкнулись на своей должности прежде всего?
— Особенно сложно было, когда мы начали наводить порядок с использованием государственных средств. Выяснили, что это таки правда, что деньги не доходят до товаропроизводителей, а распределяются среди тех, кто смог зайти к министру. И если мы в прошлом году установили практику прозрачного распределения средств, это не всем понравилось. 86 дней стояли пикеты под Министерством аграрной политики. Но мы выстояли.
— Вы как-то сказали, что удовлетворены результатами работы в 2005 году. Поделитесь своими успехами.
— Мы получили хороший урожай зерна, и в этом плане мы обеспечили продовольственную безопасность Украины. Экспорт за минувший год вырос у нас на 23%, и обратите внимание, что есть положительное сальдо по селу — мы имеем 1 миллиард 800 миллионов долларов плюса!
Сформированы рыночные механизмы влияния на село — Аграрный фонд и Аграрная биржа. Вы помните, каким тогда было сопротивление коммерческих структур, которым были не нужны прозрачные механизмы и они хотели работать, как раньше.
Мы собрали рекордный урожай подсолнечника — немного меньше 5 миллионов тонн, увеличили производство сои в 2,5 раза. Сегодня мы вообще делаем акцент на выращивании белковой продукции.
Также начинаем строительство двух предприятий по производству биодизеля на основе рапсового масла.
— А как с «сахарным кризисом»?
— В прошлом году был собран рекордный за все годы независимости урожай — 1 миллиард 900 миллионов тонн. Его хватит до 1 декабря 2006 года. Мы ввели лицензирование экспорта сахара, который разрешит нам защитить внутренний рынок от дефицитов, которые могут возникнуть из-за того, что украинский сахар будут экспортировать в те страны, которые платят за него дороже. Мы против искусственных кризисов в отрасли. Мы предлагаем также ввести лицензирование на оптовую торговлю сахаром внутри страны, как это сделано во многих странах мира.
— Год села принесет деньги на село?
— В прошлом году украинскому селу было выделено вдвое больше средств, чем в 2004-м. Сейчас мы тоже выиграли борьбу за бюджет: в 2006 году село получит втрое больше средств. Уже на это время наши сельскохозяйственные производители получили денег больше, чем за первые восемь месяцев минувшего года.
— А производство при этом увеличивается?
— За январь-февраль 2006 года темпы роста производства сельскохозяйственной продукции составляли 103,6%. Пусть еще какое-нибудь министерство похвалится такими показателями!