Президент Ассоциации «Укрсудпром» В.Гуреев — о председателе правления — президенте ОАО «Севморзавод», кандидате в депутаты горсовета Анатолии Череватом.Вместе с независимостью Украина обрела и судостроительную промышленность, включающую 11 верфей, десятки предприятий судового машиностроения, морского приборостроения, проектно-конструкторские, технологические и научно-исследовательские организации, на которых работают более 70 тысяч человек. Кроме того, Украина имеет десятки судоремонтных предприятий, подчиненных Минтрансу, Минобороны, Минагропрому. Возможности этих предприятий огромнейшие. Однако с момента обретения независимости украинское судостроение, продолжая работать по инерции, снизило объемы производственной деятельности в 1992-1996 годах в 10 раз. Отдельные судоверфи практически остановились. Молодое государство было не в состоянии изыскать ресурсы на поддержку отрасли, приоритетно занимаясь становлением институтов государственности.
В 1998 году ведущие судоверфи учреждают Ассоциацию судостроителей Украины "Укр-судпром" как инструмент негосударственного добровольного регулирования и координации отрасли. Именно ассоциация помогла предприятиям отрасли найти пути выхода из кризиса, сформировать реальные экономические цели.
Важнейшим, без преувеличения скажем, судьбоносным событием для судостроителей стало благодаря активной работе ассоциации принятие в конце 1999 года закона "О мерах по государственной поддержке судостроительной промышленности в Украине". За первые пять лет действия этого закона были получены хорошие результаты: объемы работ выросли в 2,5 раза, средняя заработная плата увеличилась в 3 раза, в бюджет и небюджетные фонды перечислено на 1025 млн грн больше, чем сам объем предусмотренных льгот. Отрасль вышла из глубокого кризиса и начала развиваться.
В нелегкий период поисков сначала путей выживания, затем путей развития коллеги-судостроители из Николаева, Херсона, Феодосии, Керчи, Киева приезжали на предприятие "Севастопольский Морской завод", которым с 1986 года бессменно руководит Анатолий Александрович Череватый. Верфь, основанная одновременно с городом Севастополем, обеспечивала постройку и ремонт кораблей, выпуск машиностроительной продукции в интересах Военно-Морского Флота, стала в новейший исторический период настоящей школой выживания судостроителей. Приватизация являлась практически безальтернативным способом выживания, и в 1995 году путем корпоратизации "Севморзавод" был преобразован в открытое акционерное общество и немедленно приступил к структурным преобразованиям. Верфь превращается в компанию холдингового типа. Управляющая компания оставила за собой вопросы стратегического маркетинга, развития экономики и финансов.
Из числа дочерних предприятий выделились и всемерно поддерживались "центры прибыли" — судоремонт, судостроение, машиностроение, стивидорные услуги, курортно-оздоровительные услуги и предприятия обеспечивающего и непрофильного бизнеса — транспорт, ремонт технологического оборудования и т.д.
Такой формат структуры предприятия был весьма устойчив в условиях малопредсказуемой становящейся экономики Украины, осуществлялась взаимоподдержка различных видов производственной деятельности.
Усилия Анатолия Череватого, правления и коллектива "Севморзавода" получили одобрение у ведущих международных экспертов, привлеченных основным портфельным акционером — американской инвестиционной группой "Sigma Bleyzer".
Приведу в пример только две тенденции, характеризующие работу предприятий "Севморзавода":
— объем производства вырос с 84,7 млн грн в 2000 году до 211,5 млн грн в 2005-м, или в 2,5 раза;
— средняя заработная плата выросла в 2,5 раза и составила в 2005 году 1070 грн.
Некогда закрытое оборонное предприятие сегодня хорошо знакомо владельцам коммерческих судов во многих странах мира: в активе судоремонтников широкий диапазон отремонтированных и модернизированных судов — от пассажирского суперлайнера "Юнайтед Стейтс" и тяжелых танкеров до судов типа "ро-ро" и "река — море".
В 1999 году "Севморзавод" выступил учредителем совместного российско-украинского предприятия "Лазаревское адмиралтейство" — в текущем году объемы выполненного государственного оборонного заказа Российской Федерации этим уникальным для Украины предприятием составят более 50% всех объемов акционерного общества.
Судостроительная верфь "Севморзавода" в тесном сотрудничестве с другими предприятиями выполнила строительство несамоходной транспортной платформы для транспортировки и базирования десантных кораблей на воздушной подушке типа "Зубр" по заказу государственной компании "Укрспецэкспорт", плавучего крана грузоподъемностью 400 т по заказу РАО "Газпром" для работы на северном шельфе России, достроила два плавучих крана грузоподъемностью 150 т для Херсонского и Феодосийского морских торговых портов, специальное пожарное судно для обслуживания терминала нефтепровода "Одесса — Броды", обеспечила ввод в эксплуатацию скоростного оффшорного крана-перегрузчика сыпучих грузов грузоподъемностью 30 т. В марте 2006 года завершаются испытание и передача заказчику экологического судна с совмещенными функциями нефтесбора и установки бон, строится головной плавучий кран грузоподъемностью 1200 т для обеспечения строительства мостов на реках Украины, завершается проработка контрактов, предусматривающих интеграцию верфи в европейскую судостроительную кооперацию.
Продолжается выпуск машиностроительной продукции традиционной номенклатуры — теплообменные аппараты, брашпили, лебедки, вьюшки, редукторы, фильтры. Освоена широкая номенклатура грузозахватных изделий, запасных частей для металлургических комбинатов. В декабре 2005 года отгружена первая партия палубных механизмов под торговой маркой DMT, тем самым машиностроители "Севморзавода" вступили в западноевропейскую кооперацию поставок продукции для судостроения, доля которых в общем выпуске машиностроительной продукции уже в 2006 году составит около 50%.
Правление ОАО "Севморзавод" и его председатель Анатолий Череватый занимают активную позицию в отстаивании интересов отечественного судостроения как в государственных органах власти, так и негосударственных международных ассоциациях и организациях, поэтому судостроители Украины выбрали А. Череватого вице-президентом ассоциации "Укрсудпром".
В завершение приведу характерный пример. В 1993 году, в рамках программы конверсии военного производства, на "Севморзаводе" был создан хозрасчетный участок по перевалке грузов годовой производительностью 56 тысяч тонн. В настоящее время это лидер экономики города Севастополя "Стивидорная компания "Авлита" с годовым грузооборотом 2,5 млн т, с самым современным зерновым терминалом, производительной перегрузочной техникой. Ежегодный объем инвестиций в "Авлиту" составляет десятки миллионов долларов США.
Сегодня на ОАО "Севастопольский Морской завод" пришел эффективный инвестор — основной акционер. Поэтому уверен: у "Морзавода", возглавляемого таким опытным руководителем, как Анатолий Александрович Череватый, большое будущее.