Рубрику ведет Леонид СОМОВ.
В конце июня прошлого года на мою супругу навалилась хандра. У женщин, мне кажется, такое случается чаще, нежели у нас, мужиков. Она отложила запланированную с вечера утреннюю поездку на пляж "Учкуевка", о которой, казалось, вчера было все обговорено в деталях, и как-то без особого энтузиазма отреагировала на звонок наших приятелей, предложивших с ветерком проехаться на их "КИАшке" на "Максимку", чтобы поесть там шашлыков, понежиться в тени былой роскоши дачных дубрав городского головы Максимова…
— Знаешь что, Митя, давай-ка соберем наши туристические пожитки и махнем пешочком в сторону Балаклавы, по следам старых хуторов. Вот почему-то остро захотелось побывать именно там, — предложила Ирина.
Сказано — сделано! Сняли с антресолей надувные матрасики, сложили в рюкзаки еду, закинули туда же туристическую лопатку и фляжку, купили в магазинчике пару паков "Изабеллы" — и вот мы уже движемся по правому гребню Балаклавского шоссе, высадившись из "топика", следующего до кладбища.
Через сорок минут сверяю маршрут по карте. Ага, мы на подходе к хутору Бракера, получившему, помнится, такое название по имени владельца — генерала Августа Бракера.
…11 часов утра. Тихо. Солнечно. Изредка "пикируют" на серые, поросшие мхом камни, торчащие из глинистой почвы, юркие жаворонки. Решили сделать привал на плоской известняковой плите, возле которой зыбко прорисовывался нечеткий квадрат бывшего когда-то на этом месте фундамента небольшого строения.
Жена взяла флягу, решив поискать родничок, который где-то здесь, в низинке, бьет, по наводке ее подруги Тани, с давних давен. Я откинулся на матрасик, закрыл глаза, лежу себе в одиночестве, о чем-то бездумно грежу. Тут неожиданно солнышко нырнуло под облачко, потянуло северным ветерком и мне стало как-то неуютно, навалилось ощущение странной дремоты. Что интересно, шум моторов автомобилей, шуршание их шин как бы чем-то приглушились. Воцарилась тревожная тишина.
…Внезапно в центре квадрата, где еле-еле проступали остатки фундамента древнего жилища, перед моими изумленными глазами предстало странное видение. На широкой деревянной кровати с полированными стальными шарами по углам под марлевым балдахином полулежал в подушках бледный, худой однорукий мужчина в сером колпаке и расстегнутом офицерском мундире с золочеными эполетами. Он явно выглядел очень больным человеком. Маленький рот его был страдальчески, как говорят в народе, собран в "гузку", кустистые брови взмокли от пота. Рядом с кроватью стоял таз с какими-то намоченными в нем тряпицами.
В следующую секунду человек открыл глаза и слабым голосом кого-то позвал. Мне показалось, что он говорил на английском языке, несколько раз повторив имя Эндрю…
…Тут в мое явно измененное какой-то неведомой силой сознание ворвались слова жены: "Митя! Митя! Что с тобой? Тебе плохо?!"
Гляжу перед собой, вижу встревоженные глаза моей Ирины. Она явно взволнована. Смотрю на часы. Они не идут — остановились, видимо, в тот самый момент, когда жена ушла за водой.
Выходит, прошло целых десять минут, хотя, по моим ощущениям, я созерцал "умирающего" не более сорока секунд…
Дальнейший наш поход по пути к Балаклаве мне показался нецелесообразным: сильно стучало в висках, дышать стало трудно, желтоватые блики мелькали мотыльками перед глазами…
До сих пор не могу взять в толк: что же это со мной приключилось 29 июня 2005 г. на бывшем хуторе Бракера под Севастополем?
К слову, я абсолютно лишен привычки спать днем…
Д.ЗАВОЛОКИН, менеджер.
________________
ОТ РЕДАКЦИИ.
Хутор Бракера на 7-м километре Балаклавского шоссе знаменателен тем, что здесь 16 июня 1855 года в главной квартире английской армии скончался от холеры главнокомандующий английским оккупационным корпусом лорд Фицрой Раглан. Именно его призрак, по всей видимости, предстал 29 июня 2005 года (то есть по новому стилю ровно 150 лет спустя) перед глазами изумленного Дмитрия Заволокина. Характерный штрих: будучи приставлен к свите генерала Веллингтона, Фицрой Джеймс Раглан в битве при Ватерлоо потерял правую руку…
Во все времена люди пытались найти разгадку явлений внезапных видений, галлюцинаций. Одним из самых известных примеров "призрачных видений" является "версальское приключение" мисс Моберли и мисс Джордан. 10 августа 1901 года девушки посетили сады Трианона в Версале. Во время своей прогулки они, к немалому удивлению, заметили множество людей, одетых в костюмы времен Марии-Антуанетты. Общее мнение исследователей этого события сводится к тому, что девушки "заглянули" в Трианон между 1770-м и 1774 годом. Объяснений — внятных — сему явлению от научных мэтров пока не поступало.