Доводилось ли вам когда-нибудь слышать, что экзамен — это праздник? Звучит по меньшей мере удивительно, не так ли? А вот выпускники, точнее выпускницы, общеобразовательной школы N 19 с углубленным изучением английского языка убедились сами и доказали, что обычный школьный экзамен может быть настоящим праздником.Четыре очаровательные девушки-одиннадцатиклассницы рискнули поучаствовать в необычном эксперименте и сдать экзамен одновременно по двум учебным дисциплинам — информатике и страноведению.
По информатике общеобразовательная школа N 19 является базовой в Нахимовском районе. Это не только обязывает, но и позволяет быть экспериментальной площадкой для опробирования всевозможных новаций. Сегодня уже трудно представить себе повседневную жизнь без современных информационных технологий, а молодое поколение — без компьютера и путешествий по "всемирной паутине" Интернет. Кроме того, нынешняя молодежь прекрасно осознает, что без глубокого знания и владения компьютерными технологиями довольно сложно совершенствоваться в профессиональной сфере, а также сделать карьеру. Постигать азы информатики, а затем творить компьютерные чудеса ребятам помогает учитель Н.А. Косаренко.
Не менее интересная и полезная дисциплина — страноведение. Этот предмет обязателен для старшеклассников средних учебных заведений с углубленным изучением иностранных языков. В школе N 19 он преподается уже более десяти лет. В манящий мир стран и континентов, их удивительной истории и самобытной культуры учащихся увлекает учитель английского языка Т.П. Деркач.
Эти два на первый взгляд совершенно несовместимых предмета учителям-новаторам удалось свести воедино. И даже провести спаренный экзамен. Что в этом необычного? Пожалуй, все. Вместо привычных, набивших оскомину экзаменационных билетов учащиеся представили комиссии свои полугодичные исследовательские работы: публикации, буклеты и самостоятельно разработанные веб-сайты. Если учесть, что в школьной программе на информатику отведен лишь один час в неделю, то можно сказать, что ученические разработки превзошли все ожидания. Они достойны самой высокой похвалы. Ведь весь цикл — от идеи до ее воплощения — учащиеся выполнили самостоятельно. Сами искали материал по выбранной тематике, включая и дидактический (картинки, анимация…), сами разрабатывали и реализовывали идею создания сайта, сами подбирали музыкальное сопровождение, сами наполняли страницы информацией. При подготовке проектов ими дополнительно был использован ряд компьютерных программ, не предусмотренный в программе курса информатики средней школы. Можно с уверенностью утверждать, что выпускниками была проведена серьезная самостоятельная научно-исследовательская работа.
Еще одним существенным отличием описываемого экзамена от обычного школьного была процедура защиты проектов. Все было в лучших традициях наиболее престижных вузов: преамбула, постановка задач и целей исследования, раскрытие основной темы, практическая составляющая, демонстрация возможностей созданного сайта, выводы, благодарность преподавателям…
Четыре проекта — четыре маленьких шедевра, в которых присутствуют и полет фантазии, и собственное видение, и вкус, и интеллект. А если к этому добавить, что защита проходила на двух языках: русском и английском, то картина будет вполне завершенной. Кстати, складывалось впечатление, что оба языка для учащихся родные. Выпускницы Ирина Себешева, Виктория Веселова, Татьяна Дудус и Алена Фетисова продемонстрировали потрясающе богатый запас слов и удивительную культуру речи. Вполне заслуженно все девушки получили высшие баллы по каждой из экзаменационных дисциплин.
Было бы несправедливо умолчать о том, что же послужило толчком для проведения в школе столь удачного эксперимента. В его основе — образовательная программа "INTEL. Обучение для будущего", которая начала активно внедряться в Украине с октября 2003 г., а в нашем городе — с прошлого года. Цель данной программы, успешно используемой в 34 странах мира, — сформировать у учителей навыки эффективного использования информационно-коммуникационных технологий при обучении разным школьным предметам с помощью инновационных педагогических технологий, предполагающих самостоятельную (индивидуальную или групповую) исследовательскую деятельность учащихся.
Более тридцати севастопольских педагогов уж прошли учебный курс по названной программе. Но, скажем так, на практическое воплощение и экзаменационный эксперимент отважилась пока что лишь 19-я. К слову, обращение администрации школы о проведении необычного экзамена для выпускников безоговорочно поддержал кабинет иностранных языков института последипломного образования Севастопольского городского гуманитарного университета и его методист Т.Г. Степаненко.
Татьяна Георгиевна, подводя итоги состоявшегося в учебном заведении эксперимента, отметила, что 19-я школа создала все условия для всестороннего развития личности. И добавила, что подобная форма проведения выпускных испытаний — удачна и перспективна. Учитывая то, что учеба все больше превращается в самообучение, учащиеся не просто узнают больше, осознавая смысл и цель того, что они делают, но и получают более полное представление о мире, который их ждет после окончания школы.
Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в школьный учебно-воспитательный процесс позволит не только повысить интерес учащихся к обучению, но и превратить экзаменационные испытания в праздник знаний и интеллекта.