Народный артист Украины Вадим ЕЛИЗАРОВ: «Если и дальше к театру будет такое же отношение, то мы можем потерять этот уникальный коллектив»

Сегодня открывает свой очередной сезон Театр танца под руководством народного артиста Украины Вадима Елизарова. Но даже в период отпуска коллектив постоянно участвовал в различных культурных мероприятиях: концерты в честь Дня города, Дня независимости Украины. А вот на днях Театр танца выступал на торжественном вечере, посвященном Дню Конституции Украины, на сцене Национальной оперы в Киеве. Однако наш разговор с Вадимом Альбертовичем касался не столько успешных гастролей и даже не репертуара предстоящего сезона, сколько необычной, деликатной и, как оказалось, очень болезненной темы.- Новые проблемы: наш театр, как и другие творческие коллективы Украины, является поставщиком дешевой качественной рабочей силы на рынке юго-востока Кореи, Китая и т.д. Заезжие зазывалы совершенно бессовестным образом вербуют наших ребят. Я не знаю, как они их находят, какие обещают деньги, но, естественно, аналогичные суммы мы не в состоянии здесь заплатить. Я молчал-молчал, но сегодня уже могу сказать: в течение двух лет мы практически потеряли труппу. И это при том, что мы делаем все необходимое, чтобы каким-то образом больше платить актерам. Конечно, я понимаю чувства артистов (а в их числе заслуженные артисты АРК, лауреаты премии АРК), которые выбирают для себя лучшую долю. Но ведь это наши ребята, нами воспитанные! Олег Меняйленков, Андрей Козаченко, Алиса Шилина, Максим Савин, Дмитрий Трошкин, Ольга Макарова, Валера Радионов… Хорошие подготовленные артисты. А они едут в Корею, где работают в парках и отелях, занимаются мимаксом, изображают из себя Микки-Маусов за 700 долларов в месяц плюс трансфер, плюс отель, плюс двухразовое питание. Дисквалифицируются полностью, но… зарабатывают деньги. Конечно, ничего подобного мы здесь предложить не можем. Программы развития у нас нет. Даже тем артистам, талантливым и перспективным, которые приезжают к нам из других городов, я и общежития не могу предоставить. А цены на жилье у нас известно какие. Вот и накануне нового сезона труппу потрясло известие о том, что сейчас еще трое артистов уезжают в Корею. Мне довелось беседовать с руководителем Государственного ансамбля танца имени Павла Вирского Мирославом Вантухом. Те же проблемы, он тоже терял артистов. Представьте: сегодня такие знаменитые шоу, как "Мулен Руж", "Лидо", "Риверданс", на 80 процентов укомплектованы танцорами из нашей страны, потому что танцевальный потенциал Украины, особенно южной, огромен — красивые, мощные, сильные танцоры. Мы являемся поставщиком, сырьевым придатком для других стран.

— Вам придется искать замену тем солистам, которые покинули театр?

— Естественно. Но я же не могу поставить человека с улицы, каким бы красивым он ни был. Придется потратить годы, чтобы его профессионально воспитать. Потому я и бью тревогу: если не будет выработана определенная политика со стороны города, со стороны государства, то мы с вами можем в ближайшее время театр потерять. На радость тем людям, которые всегда стояли против его создания. И я мало верю в то, что мы сможем когда-либо построить что-то новое. Любой храм искусства не может давать отдачу в таком объеме, как, допустим, торговая точка. Натянул шатер, поставил палатку — и пошел бизнес. А у нас в палатке нельзя, нужны и соответствующее помещение, и техническое обслуживание, и свет, и звук, и кондиционеры, и фойе, и буфеты — словом, все, что положено в театре. А для того чтобы иметь хороших актеров, нужно платить.

— Вадим Альбертович, но вы как раз славитесь тем, что даете высокое профессиональное образование и высоко-квалифицированную основу!

— Вот это-то и обидно! В таком объеме, как существовал танцевальный клуб "Виктория", мы практически уже не работаем. Это направление должно поддерживаться, потому что искусство не может быть не- дотационным. Как только оно становится коммерческим, тогда оно вообще теряет свою духовную и художественную ценность. Тогда оно работает на потребу: "Раздень девчонок — и народ пойдет". Какой народ? На что смотреть? Мы этим не занимаемся, но предложения следуют именно такие. А ведь каждый педагог по 10-15 лет вкладывает в каждого солиста. Сегодня ни один клуб Севастополя практически не воспитывает взрослые пары. Все заканчивается на детском уровне, и это говорит об очень низком уровне самой педагогики. Единственный клуб, который действительно представляет значительную ценность, — это танцевальный клуб "Звезды России" Дома офицеров ЧФ РФ. Но сравните условия оплаты: что такое оклад 400 грн (ставка нашего артиста)? На такие деньги не то что танцевать — жить невозможно. А мы работаем бок о бок с коллективами ЧФ, которые получают в три раза больше. Но это не в укор им (честь и хвала России, которая это делает!), а с сожалением о том, что наше правительство должно заботиться о своих. Если этого не произойдет, мы станет перед фактом утраты коллектива, восстанавливать который архисложно. Вот почему мы начинаем новый сезон с таким достаточно грустным, тяжелым настроением. Я показывал проект строительства театра одному мэру, говорил со вторым, с третьим…

— И у нынешнего уже были?

— Еще нет. Я не знаю, что важнее городу — рынки или театры. Вот стоит вопрос о каком-то строительстве на "Ивушке", но ведь там не идет речь о театрально-концертном зале для Театра танца, о сценической площадке и соответствующих технических условиях. Это очередная отмазка. Это бизнес, просто бизнес. Я с большой надеждой смотрю на новое руководство. Нужна планомерная продуманная политика. Когда мы говорим о развитии города как города с высоко развитой индустрией туризма, то необходимо понимать, что театры, хорошее шоу — это сегодня основная реалия, куда направляются отдыхающие вечером. Но театр не может ютиться в ограниченном пространстве. Нужны специальное помещение, нормальные условия для работы, хорошая база. То есть решение вопроса в комплексе: нужен ли нашему городу Театр танца? Ведь если и дальше к театру будет такое же отношение, то мы можем потерять этот уникальный коллектив. Коллектив, который по праву получил высокое международное признание и стал гордостью Севастополя, его визитной карточкой.

— Вадим Альбертович, я разделяю вашу обеспокоенность и вашу тревогу. Тем не менее начинается новый сезон. И как?

— В основе всего летнего плана лежат наши традиционные спектакли: "Аргентинское танго", "Кармен", "Notre-Dame de Paris", "Пигмалион", танцевальное шоу "Фуэте", "Избранное". Это все востребовано. Мало того, в силу времени сами эти спектакли меняются. Меняются участники, музыкальная редакция, костюмы, сценография. Известные программы предстают в обновленном виде, приобретают новое дыхание, становятся более современными. Сейчас мы ведем успешные переговоры с ПриватБанком в связи с постановкой спектакля "Ромео и Джульетта", который планируем показать в сентябре. Хотелось бы вложить в этот спектакль всю душу и сердце…

— …вашего вечно молодого театра.

— Он не может не быть молодым, потому что танец есть танец. Ведущие солисты на месте: заслуженные артисты Украины Сергей Гринев, Наталья Елизарова, Александр Елизаров, заслуженные артисты АРК Александр Бондарчук, Ирина Козаченко, Дмитрий Сильченко, лауреаты премии Автономной Республики Крым Наталья Иванова, Алла Лисовская, Анна Данильченко, а также солисты театра Яна Тихенко, Денис Соловьев, Дмитрий Цепков, Евгения Гордиенко, Федор Пилипенко. Мы готовы и дальше самоотверженно служить зрителям. Но нам сегодня очень нужна поддержка города и горожан.

Другие статьи этого номера