«Сколько можно над нами издеваться?» — воскликнула пожилая женщина, ожидавшая катер на Инкерман. К ней присоединились и другие пассажиры. Все они были возмущены только одним — отменой некоторых катерных рейсов на инкерманском направлении.
Нам также стало интересно, поскольку проблема работы пассажирских катеров и графика их движения вызвала за последний месяц серьезный резонанс. На днях и в нашу редакцию поступило письмо с жалобой, в которой военные излагают свое недовольство отменой двух рейсов на Инкерман — утреннего и вечернего.
Корреспонденты газеты решили выяснить, что же стало причиной перебоев в работе водного транспорта. Мы обратились за разъяснениями к начальнику Севастопольского портофлота Алексею Сергеевичу Черному. Картина, увиденная нами, оказалось весьма неутешительной.
Алексей Сергеевич рассказал, что до тринадцатого июня катера в город Инкерман ежедневно выполняли девять рейсов. Каждый рейс обходился порту в пятьсот гривен. Соответственно на имеющиеся девять ежедневно затрачивалось четыре с половиной тысячи гривен. Однако прибыль совсем не соответствовала затратам и составляла в среднем приблизительно семьсот гривен. Порт нес и продолжает нести огромные убытки. К тому же из всей массы пассажиров около пятидесяти процентов — льготники. Но в связи с тем, что Кабмин Украины не признал катера городским видом общественного транспорта, дотаций за перевозку льготных категорий порт не получает.
В течение года предприятием перевозится порядка восьми миллионов граждан. Однако, по словам Алексея Черного, прибыль поступает только за три миллиона. За девять последних лет порт за свой счет осуществлял перевозку граждан и деньги, которые предназначались на его развитие, ремонт катеров и причалов, уходили на погашение долгов. Севастопольский горсовет компенсировал средства только за студенческие и школьные проездные.
Ныне в Инкерман ежедневно следует шесть катеров вместо девяти. Недостающие рейсы были компенсированы двумя дополнительными автобусными маршрутами.
Надо сказать, что еще одной причиной отмены рейсов стало резкое подорожание топлива. Несмотря на то, что во всех видах транспорта цены значительно выросли, тарифы на проезд в катерах остались на прежнем уровне. Госадминистрация отказала порту в повышении тарифов, мотивируя тем, что данный шаг вызовет социальное напряжение в городе.
С первого июля Севастопольский порт вынужден был отменить и все дополнительные рейсы в п. Голландию и Инкерман из-за их нерентабельности. Это связано с летними каникулами, в период которых поток пассажиров в направлении учебного заведения резко сократился. По итогам прошлого года чистый убыток только за инкерманское направление составил один миллион триста гривен. С такими потерями долго работать невозможно. Если будет так продолжаться и дальше, то эти рейсы необходимо будет переводить исключительно на коммерческую основу.
По словам Алексея Черного, именно нерентабельность некоторых рейсов привела пассажирский флот к кризису. Сказывается также и значительное сокращение числа курортников. Наполняемость катеров по сравнению с прошлым годом значительно упала. Выгодными на данный момент остаются всего два коротких направления — Северная сторона и Радиогорка.
Порт испытывает большие трудности и с ремонтом транспорта. Из одиннадцати катеров, имеющихся на вооружении, три стоят в ожидании ремонта. К морскому транспорту требования выше, поэтому время от времени приходится делать их капитальный ремонт, а это примерно двести пятьдесят тысяч гривен. С такими убытками, как сегодня, это очень проблематично. В конечном итоге подобная ситуация может привести к тому, что город либо вообще останется без морского транспорта, либо предприятие перейдет в частные руки. Все к этому идет.
Наш разговор проходил на борту катера, следовавшего рейсом в п. Голландию. На борту находились десять пассажиров, из них трое — льготники. На обратном пути было занято всего три места. Это яркое подтверждение слов Алексея Черного о нерентабельности морских пассажирских перевозок. Так что, уважаемые граждане, не спешите браться за топоры и вилы. Обвинять легко, да только смысла в том нет.
Андрей ИВАНОВ.
Алексей Черный в ходе разговора сообщил, что временно остановлен заход катеров к причалам Троицкой и Аполлоновой бухт. На такую крайнюю меру предприятие вынудили купальщики. Они забрасывают катера камнями и время от времени пытаются прыгнуть в шлейф, оставляемый на воде винтом. Это может привести к трагедии. По окончании купального сезона привычный маршрут возобновится.