Прокурорский надзор на страже безопасности движения

В условиях ежегодного увеличения состояния аварийности на дорогах, количества дорожно-транспортных происшествий, совершенных вследствие управления транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения и по другим причинам, реальное исполнение административного наказания в виде лишения права управлять транспортными средствами приобретает особое значение.
В то же время органами государственной автомобильной инспекции не всегда принимались результативные меры по исполнению решений судов о лишении водительских удостоверений тех, кто совершил административные проступки, санкции статей которых предусматривают лишение права управлять транспортными средствами.Кодекс Украины об административных правонарушениях дает полный перечень шести составов административных правонарушений, санкции статей которых предусматривают лишение права управлять транспортными средствами:

— превышение скорости движения, невыполнение сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки людей и других правил дорожного движения, повлекшие создание аварийной обстановки, то есть вынудившие других участников дорожного движения резко изменить скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению личной безопасности или безопасности других граждан (ч.4 ст. 122 КУоАП);

— участие водителей мотоциклов и других транспортных средств в групповом передвижении или стоянке, создающих помехи дорожному движению или угрозу безопасности движения в городах и других населенных пунктах (ст. 122-1 КУоАП);

— нарушение водителями транспортных средств правил проезда железнодорожных переездов, повлекшее создание аварийной обстановки или повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений (ст. 123 КУо АП);

— нарушение водителями правил дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных сооружений иного имущества (ст. 124 КУоАП);

— управление транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения (ст. 130 КУоАП);

— самовольное использование в корыстных целях транспортных средств, машин либо механизмов, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям (ст. 132 КУоАП).

Наиболее тяжким правонарушением, санкция статьи которого предусматривает максимальные сроки лишения права управлять транспортными средствами (до трех лет с оплатным изъятием транспортного средства) и штраф до сорока необлагаемых миниму-мов доходов граждан, — это управление транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения (ст. 130 КУоАП). Прокуратурой города проверен отдел Государственной автомобильной инспекции УМВД Украины в г. Севастополе в части исполнения решений судов о лишении водительских удостоверений тех лиц, которые совершили административные правонарушения, санкции статей которых предусматривают лишение права управлять транспортными средствами. Проверкой выявлены нарушения закона должностными лицами органов Гос-автоинспекции при выполнении постановлений суда о лишении права управления транспортными средствами.

Так, согласно ст. 298, 317 КУоАП, постановление о наложении административного взыскания является обязательным для исполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Постановление суда о лишении права управления транспортными средствами выполняется должностными лицами органов внутренних дел, а точнее — Государственной автомобильной инспекцией УМВД Украины в г. Севастополе. Однако в нарушение требований ст. 298, 299, 305, 317 КУоАП большинство постановлений суда о лишении права управлять транспортными средствами остается неисполненным вследствие чего правонарушители, которые совершили наиболее опасные административные проступки, избегают установленной законом ответственности. Этому есть ряд как объективных, так и субъективных причин. К объективным причинам можно отнести изменения в законодательстве, не позволяющие работникам Госавтоинспекции при составлении административного протокола, как это было ранее, временно, до решения суда, изымать водительские удостоверения у лиц, которым вменяется совершение правонарушения, предусматривающего лишение права управлять транспортным средством.

Кроме того, алфавитная книга учета лиц, временно лишенных права управления транспортными средствами, утвержденная ведомственным приказом МВД Украины, не содержит данных о фактическом исполнении решений судов в части лишения специальных прав, дат изъятия водительских удостоверений, что затрудняет работу с правонарушителями.

Есть причины и субъективного характера, заключающиеся в так называемом "человеческом факторе". Например, главная из них — это нарушение требований законодательства в части обязательности исполнения наказания самими правонарушителями, которые умышленно не сдают водительские удостоверения в Государственную автомобильную инспекцию, ошибочно считая, что срок лишения права управления транспортными средствами начинается с момента вынесения постановления о лишении такого права, тем самым продлевая себе срок административного наказания.

Кроме того, в ОГАИ УМВД Украины в г. Севастополе отсутствует назначенное приказом начальника должностное лицо, на которого возложена обязанность выполнения решений судов в части лишения специальных прав, что содействует низкому уровню исполнения постановлений суда.

Вследствие указанных объективных и субъективных причин работниками ОГАИ УМВД на протяжении 2005-2006 гг. не принималось действенных мер с целью исполнения решений судов в части лишения специальных прав и изъятия водительских удостоверений.

В частности, в ОГАИ УМВД Украины в г. Севастополе в 2005 г. поступило 497 постановлений о лишении права управления транспортными средствами, из которых исполнено лишь 65, во втором полугодии 2006 г. соответственно поступило 242 постановления, из которых исполнено 37.

Имеют место факты неоднократного привлечения одних и тех же лиц к административной ответственности в виде лишения права управления транспортными средствами на протяжении 1 года, в то время как еще не исполнено первое наказание.

Выявлены случаи, когда один правонарушитель привлекается к ответственности в виде лишения права управления транспортными средствами на протяжении одного месяца три раза подряд.

Всего более 40 граждан на протяжении 2005-2006 гг. неоднократно привлекались к ответственности в виде лишения права управления транспортными средствами на протяжении года, хотя не было исполнено первое взыскание о лишении права управлять транспорт-ными средствами.

Работниками ОГАИ УМВД Украины в г. Севастополе не всегда проводятся взаимосверки с судами, что приводит к отсутствию полной и достоверной информации о рассмотренных в суде делах и принятых по ним решениях.

Не выполняются требования ст. 286 КУоАП о доведении решений судов о наложении административного взыскания по ст. 130 КУоАП (управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения) до сведения общественности по месту работы и жительства правонарушителя.

Выявлены факты необоснованного прекращения в суде административных дел в отношении лиц, которые управляли транспортными средствами в состоянии опьянения (ст. 130 КУоАП) по ст. 22 КУоАП — "малозначительность" совершенного правонарушения. В итоге лица, совершившие наиболее опасные правонарушения, избегают установленной законом ответственности. На ряд таких решений судов прокурорами принесены протесты.

Выявлены факты прекращения административных дел в суде в связи с просрочкой двухмесячного срока привлечения к административной ответственности правонарушителей по материалам, составленным работниками УМВД Украины в Севастополе.

Анализ указанных материалов свидетельствует о том, что протоколы направляются в суд после окончания сроков, предусмотренных ст. 38 КУоАП, или за полторы-две недели до их окончания, вследствие чего суд прекращает административные дела на основании ст. 247 КУоАП. Часть административных материалов возвращается судами на доработку в ОГАИ УМВД, что свидетельствует о низком качестве сбора доказательств по административным делам.

Допускаются случаи формализма при составлении протоколов, вынесении решений по делам об административных правонарушениях.

В частности, в нарушение требований ст. 255, 268, 285 КУоАП, ведомственного приказа МВД Украины правонарушителям не всегда разъясняются их права и обязанности в полном объеме, не указываются даты вручения постановлений о привлечении к административной ответственности, в постановлении отсутствуют записи о месте, времени совершения, сути нарушения.

Проверкой установлены нарушения требований ст. 251, 256 КУоАП (некачественный сбор доказательств), что приводит к прекращению производства по административным делам в суде.

Например, 19.02.06 г. инспектором ОГАИ УМВД составлен протокол об административном правонарушении в отношении гр. И., который по ул. Советской в г. Севастополе передал управление автомобилем другому лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения. Сбор доказательств ограничился составлением протокола об административном правонарушении. Акт медицинского освидетельствования, объяснения правонарушителя, свидетелей, понятых, рапорт лица, которое составило протокол, отсутствуют.

Указанный материал 03.03.06 г. рассмотрен местным судом Ленинского района г. Севастополя, производство по нему прекращено в связи с отсутствием в действиях И. состава административного правонарушения по ст. 247 КУоАП.

Нарушения законодательства об административных правонарушениях приводят к незаконному привлечению граждан к административной ответственности, а в некоторых случаях и непривлечению правонарушителей к ответственности, что в итоге подрывает авторитет правоохранительных органов среди населения. Прокуратурой города по результатам проверки внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства об административных правонарушениях, устранении причин и условий, им способствующих, и о привлечении виновных должностных лиц УМВД Украины в г. Севастополе к дисциплинарной ответственности.

В настоящее время отделом Государственной автомобильной инспекции УМВД по требованию прокуратуры города организована работа по изъятию водительских удостоверений у лиц, лишенных права управлять транспортными средствами по решению судов.

Другие статьи этого номера