Подземные воды… А не пора ли задуматься?

Статьей 13 Конституции Украины провозглашено, что земля и ее недра являются объектом права собственности украинского народа. В то же время Основной Закон государства определяет, что каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами собственности народа в соответствии с законом. Собственность обязывает. Собственность не должна использоваться во вред человеку и обществу.

Рациональное использование и охрана природных ресурсов государства является основой его политической и экономической независимости.

Человечество длительное время активно добывает природные ресурсы, используя их на производство различных видов энергии и обеспечения жизнедеятельности цивилизованного общества.

Для Севастополя задача охраны природных ресурсов является злободневной экологической проблемой, и в первую очередь это касается охраны недр, обеспечения правового режима добычи подземных вод и водопользования.

Общеизвестно, что город питается смешанной поверхностной и подземной водой путем централизованного и нецентрализованного водоснабжения. Только за прошлый год общий объем водозабора питьевой воды в Севастополе составил 38,01 млн м.куб.

В связи с поступлением официальных сообщений о нарушении природоресурсного, природоохранного законодательства об обеспечении экологической безопасности в этой сфере Севастопольской природоохранной прокуратурой организована сплошная тематическая проверка законности забора подземных вод на административной территории города.

Первые результаты проверки засвидетельствовали отсутствие мониторинга подземных вод; наличие просчетов и упущений в деятельности территориальных специально уполномоченных органов управления и контроля в этой сфере; недостатки координации в их работе; грубые нарушения закона, связанные с незаконной добычей подземных вод, которые по закону являются полезными ископаемыми общегосударственного значения.

Согласно требованиям Водного кодекса Украины, Кодекса Украины "О недрах", ряда других нормативных актов, добыча подземных вод осуществляется в рамках специального правового режима.

Правовой основой для забора этой категории вод юридическими и физическими лицами (кроме случаев, предусмотренных законом) является наличие у них разрешения на специальное водопользование и на пользование недрами, то есть приступать к забору подземных вод водопользователи имеют право только после получения в установленном порядке обоих разрешений.

Однако, как указывают результаты проверок, требования закона в этой части грубо нарушаются и имеют системный характер, в результате чего государству наносится огромный ущерб. Главной причиной сложившейся ситуацией является отсутствие надлежащего контроля со стороны специально уполномоченных органов.

Так, по информации Государственного управления охраны окружающей природной среды в Севастополе, по состоянию на 1 октября 2006 года, управлением выдано 96 разрешений на специальное водопользование подземными водами, 23 пользователя осуществляют самовольный забор подземных вод и только 9 предприятий не имеют разрешения на пользование недрами.

По требованию природоохранной прокуратуры с постановкой тех же вопросов казенное предприятие "Южекогеоцентр" (специальный уполномоченный орган Государственной геологической службы Украины) сообщило, что на административной территории Севастополя только 4 предприятия имеют разрешения на пользование недрами для забора подземных вод, а 111 водопользователей при наличии для этого оснований используют недра самовольно.

Изложенные обстоятельства комментариев не требуют…

Только после вмешательства природоохранной прокуратуры Государственным управлением охраны окружающей природной среды в г. Севастополе водопользователям подземных вод направленно 106 писем с требованием незамедлительного получения разрешений на пользование недрами.

Позиция Севастопольской природоохранной прокуратуры, касающаяся правильного применения законов по указанному вопросу, поддержана Министерством охраны окружающей природной среды Украины, которое письмом от 10 октября 2006 года направило соответствующие разъяснения.

Проверками также выявлены факты грубого нарушения требований закона Украины "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", других нормативных актов, которые регулируют вопрос нецентрализованного водоснабжения для населения.

Так, общества с ограниченной ответственностью "ЭКРИС ЛТД" и "ЭКО-центр", не имея разрешения на пользование недрами, в течение длительного времени осуществляли производство фасованной питьевой воды и изготовление напитков, используя подземную воду из скважины, находящейся на балансе СКТБ МГИ НАН Украины.

По предписанию природоохранного прокурора об устранении нарушения закона Государственным управлением охраны окружающей природной среды в Севастополе выданное разрешение на специальное водопользование аннулировано.

Совместными с Госуправлением проверками выявлены факты переуступки права водопользования и самовольного водопользования в хозяйствующих структурах ООО "ЭКО- центр", ТД "Купеческий", ОАО "Севплодовощ", ООО "СПТ "Корабел" и других. По результатам проверок природоохранной прокуратурой заявлены иски о возмещении нанесенного государству ущерба, виновные должностные лица по постановлению прокурора привлечены к административной ответственности.

Проверка законности использования подземных вод в Севастополе продолжается, по результатам в каждом конкретном случае будут приняты соответствующие меры прокурорского реагирования.

Другие статьи этого номера