Севастополь пока только в начале пути…

В период с 2001 года и по настоящее время сменные составы городской государственной администрации Севастополя очень много говорят о его превращении в один из международных центров культурно-исторического туризма. Но при этом до сих пор практически ничего существенного не сделано для реализации этого проекта.
Тут, впрочем, нет ничего удивительного. Одно дело — скользить по поверхности, снимая сливки, а другое — цивилизованно эксплуатировать и при этом продолжать развивать подведомственную территорию.

Собственно говоря, проблемы дальнейшего развития города назревали еще с начала 80-х годов прошлого века, когда закладывались сегодняшние противоречия развития социально-экономической инфраструктуры города. В частности, безудержное расширение площади жилой застройки города привело к сегодняшним проблемам с городским транспортом, водо- и теплоснабжением. Подлила масла в огонь и ликвидация собственного источника снабжения города электроэнергией — путем перепрофилирования Инкерманской ГРЭС. В результате мы снабжаемся электроэнергией с Запорожского энергоузла по линии электропередачи длиной около 500 километров, с десятками подстанций. Случись какой-нибудь ураган, обледенение проводов, вызывающие их обрыв, авария на одной из подстанций — и полный коллапс всей инфраструктуры и систем жизнеобеспечения города.

Одно это висит дамокловым мечом над попытками громады стать туристическим центром. Когда, предположим, в разгар летнего сезона вдруг прекратится подача электроэнергии и — как следствие этого — перестанут работать, например, водопровод и канализация, одно это произведет на туристов, особенно иностранных, столь незабываемое впечатление, что их последующие приезды в Севастополь прекратятся надолго.

Что касается водообеспечения, то, надеюсь, многие еще помнят жаркое и безводное лето 1994 года, когда пересохло Чернореченского водохранилище — практически единственный до сих пор источник водоснабжения города. И жителям приходилось ведрами таскать воду в квартиры от дворовых колонок, которые, слава Богу, за год до этого додумались установить.

На фоне этого о прочих "мелочах", вроде стремительного деградирующего троллейбусного транспорта, электричек, идущих до Симферополя со скоростью маневрового паровоза начала ХХ века, можно и не говорить.

При всем вышеизложенном теперь необходимо рассмотреть состояние музейной сферы города, которая сейчас является тем главным магнитом, который притягивает в Севастополь хотя бы струйки из туристического океана ближнего и дальнего зарубежья.

К сожалению, администрация большинства севастопольских музеев занята погоней за ценами, как в прошлом веке политики занимались гонкой вооружений. Хотя не надо быть особо крутым маркетологом, чтобы понять, что чем дороже стоит предоставляемая услуга, тем меньше окажется желающих ею воспользоваться. Тем более что основная масса посетителей севастопольских музеев — пока все еще граждане Украины и стран СНГ, среди которых "новых русских" и "новых украинцев" не так уж и много.

Теперь о том, насколько наши музеи способны обеспечить Севастополю статус центра культурно-исторического туризма хотя бы в масштабах Украины и СНГ. В настоящее время в этом плане можно говорить только о двух севастопольских музеях. Это Музей героической обороны и освобождения Севастополя и Херсонесский историко-археологический музей-заповедник.

Что касается Музея героической обороны и освобождения Севастополя, то по количеству, качеству и разнообразию музейных предметов, хранящихся в его фондах и находящихся в музейных экспозициях, а также по направлениям проводимой в нем научно-исследовательской работы он давно перерос свое нынешнее название. Научно-исследовательская работа в нем охватывает всю историю Севастополя с момента фактического присоединения его территории в состав России в 1771 году, основания города в 1783-м и вплоть до наших дней. Поэтому вполне назрела необходимость изменения его названия и статуса в "Севастопольский национальный исторический музей", подобно тому, как это произошло с Херсонесским музеем.

Но для этого необходимо ввести в строй те недостроенные в свое время музейные здания, которые находятся на мысе Хрустальном. Это позволило бы открыть в них новый музейный комплекс, состоящий из "Музея батальной живописи", "Музея военного обмундирования, воинского снаряжения и наград" и "Музея оружия", что создало бы возможность представить жителям и гостям города интересные музейные предметы, находящиеся в фондах и недоступные для осмотра из-за ограниченности выставочных площадей в настоящее время. Тем более что, насколько мне известно, специализированного "Музея батальной живописи" нет нигде в мире.

Также необходимо создание в рамках музейного комплекса "Севастопольский национальный исторический музей" и отдельного филиала, посвященного гражданской истории Севастополя с момента его основания и до наших дней. Для этого подошла бы бывшая усадьба "Максимова дача". Ее восстановление также привело бы к тому, что на территории Севастополя появился бы свой дворцово-парковый комплекс по типу аналогичных на южном берегу Крыма.

Что касается диорамы на Сапун-горе, то к ней необходимо подвести троллейбусную линию по улице Генерала Мельника. Это намного увеличило бы количество ее посетителей, особенно в летнее время, из числа основной массы отдыхающих, не имеющих своего автотранспорта. И тем самым стал бы более полновесным приток денег, остающихся в Севастополе.

Дополнительному привлечению посетителей в диораму способствовало бы размещение в ее нижнем выставочном зале диорамы "Бой за село Дуванкой", которая в настоящее время находится в клубе села Верхнесадового и недоступна для широкого круга посетителей. Это полотно создано мастерами из Московской студии военных художников имени М.Б. Грекова в начале 70-х годов прошлого века и отражает события боев за село Дуванкой (Верхнесадовое), являвшееся одним из главных опорных пунктов обороны Севастополя в ноябре-декабре 1941 года. Таким образом на Сапун-горе возник бы диорамный комплекс, отражающий события как обороны, так и освобождения Севастополя.

Кроме того, на базе отдела истории коммунистического подполья 1941-1944 годов Музея героической обороны и освобождения Севастополя и его выставочных залов можно было бы создать музейный комплекс, который бы освещал историю подпольной деятельности в Севастополе не только в период Великой Отечественной войны, но также и до революции, во время Гражданской войны. Тем более что по этим периодам истории города и данной теме в музее имеется масса исторических документов и музейных экспонатов.

Также городские власти могли бы посодействовать в подыскивании подходящего помещения для размещения в нем "Музея истории правоохранительных органов Севастополя" путем передачи на баланс Музея героической обороны и освобождения Севастополя нынешней экспозиции пока что ведомственного музея истории севастопольской милиции. Такого музея нет нигде в СНГ, а у нас уже есть его прообраз.

Теперь относительно Национального заповедника "Херсонес Таврический". Одним из коренных недостатков его деятельности в настоящее время является то, что его администрация пока что ограничивает глубину научных исследований и горизонты археологических раскопок временем основания Херсонеса (522 г. до н. э.).

В результате, например, памятники энеолитической кемиобинской культуры, открытой в 1957 году в предгорном Крыму, а затем в Севастополе Аскольдом Александровичем Щепинским (как его называли, "Крымским Шлиманом"), до сих пор в достаточной мере не изучаются и не музеефицируются. Особый интерес в этом плане вызывает, кстати, городище, исследуемое севастопольским археологом О. Савелей южнее кладбища на 5-м км Балаклавского шоссе. А ведь кеми-обинская культура, как выяснилось в ходе изучения каменной могилы под Мелитополем, является близкой родственницей цивилизации Древнего Шумера в Южной Месопотамии (нынешний южный Ирак).

Художественное оформление музейных залов Херсонесского заповедника находится, к сожалению, на уровне районного краеведческого музея 60-х годов прошлого века. Диорама "Осада Херсонеса князем Владимиром" не выставляется уже несколько десятилетий, и мне, например, неизвестно, сохранилась ли она вообще.

Что касается Севастопольского Художественного музея, то основное препятствие на пути его дальнейшего развития — нехватка выставочных площадей. Музей занимает первые два этажа здания, построенного в конце ХIХ века в эклектическом стиле и несколько напоминающего по внешнему виду Эрмитаж. Остальные два этажа этого здания занимает детская музыкальная школа N 1. Давно уже стоит вопрос о предоставлении музыкальной школе отдельного благоустроенного помещения. Тогда Художественный музей, получив в свое распоряжение оставшиеся этажи, мог бы начать делать конкретные шаги по превращению себя в "Севастопольский Эрмитаж".

Подводя итоги всему вышеизложенному, нужно еще раз подчеркнуть ряд основных истин, следование которым превратит Севастополь в центр международного культурно-исторического туризма Украины. Во-первых — обретение городом собственных источников устойчивого энерго- и водоснабжения. Во-вторых — нормальные дороги, транспорт, связь. Что касается транспорта в городе — это прежде всего троллейбус, а в очень далекой перспективе — метро. В-третьих — экология и повседневная бытовая чистота. В-четвертых — кардинальное преобразование музейной сферы, определенные денежные вложения в нее. В-пятых — прекращение посредством жесткой миграционной политики и рационального использования имеющихся трудовых ресурсов дальнейшего увеличения количества городского населения.

Тогда, согласитесь, и гости будут вольготнее у нас себя чувствовать.

Другие статьи этого номера