Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 12o

Парфюмер

Триумф Николая Лапунова со спектаклем «Парфюмер» на прошедшем фестивале малых театральных форм «Закрытый показ» не стал сюрпризом — он прогнозировался! Абсолютно новая эстетика, неожиданные сценические решения, синтез драмы и современного танца, прекрасная инсценировка нашумевшего...

Триумф Николая Лапунова со спектаклем «Парфюмер» на прошедшем фестивале малых театральных форм «Закрытый показ» не стал сюрпризом — он прогнозировался! Абсолютно новая эстетика, неожиданные сценические решения, синтез драмы и современного танца, прекрасная инсценировка нашумевшего бестселлера Патрика Зюскинда — все это обрекло постановку на успех! Зритель был шокирован эмоциональностью действа, разворачивающегося на расстоянии дыхания от него. Тем более парадоксально, что самого Лапунова и его постановки не привечают в родном музыкально-драматическом театре, а спектакль «Парфюмер» был снят с репертуара! Знакомая история? Актер и режиссер Николай ЛАПУНОВ — в рубрике «Профили».- Взгляд автора: чем отличается твой театр от академических «обронзовевших»?

— У нас больше чувств, чувственности и символизма. Эти вещи не услышишь, порой даже не увидишь глазами — можно лишь почувствовать особым органом восприятия. А основная эстетика, которую мы проповедуем, — все должно быть предельно честно! Мы не играем — мы проживаем. Я ставлю интуитивно и даже сам не могу объяснить многих нюансов.

— Зритель приходит к тебе после спектакля за разъяснениями?

— Нет. Я стараюсь, чтобы каждый из наших зрителей выходил из зала со своим спектаклем в голове. Все держится на недосказанности, а мы не разжевываем материал до состояния кашицы. В этом, наверное, главное отличие современного театра от академического, где все понятно, где минимум пространства для включения собственного воображения зрителя.

— В подборе литературного материала ты, похоже, не идешь легким путем?

— Я отбираю лишь те произведения, которые потрясают меня самого. Как можно оставить след в душе у зрителя, если сам равнодушен к материалу?!

— Для тебя существует проблема раздвоения: насколько Актер и Режиссер уживаются в Николае Лапунове?

— Я научился видеть себя со стороны и контролировать каждый неверный жест, слышать фальшивую интонацию, пресекать наигрыш… Не знаю, насколько это удачно получается с точки зрения зрителя. Четкой границы между режиссером и актером нет. Более того, если бы я сначала поступил на режиссуру, то уже никогда бы не пошел в актеры! По дипломам я — актер и режиссер театра кукол, и это наложило отпечаток на сценическую работу с живыми артистами. Отсюда в моих спектаклях непременно присутствуют маски, символы, манекены, кукольные движения… А манекены — целый мир! Они живут рядом с людьми, но смотрят не на тебя, а в тебя, сквозь тебя! Этим они и завораживают.

— В какой очередности появляются ингредиенты будущего спектакля?

— Сначала появляется образ, на него наслаивается музыка, а потом откуда ни возьмись появляется пьеса. Она всегда приходит сама!

— А ты не пробовал писать «под себя»? Ведь никто не напишет о переживаниях твоего героя лучше, чем ты.

— Именно так и было со спектаклем "Портрет Элиаса" по мотивам пьесы Эллен Сиксу. В оригинале пьеса называется "Портрет Доры", но так как я долго не мог найти исполнительницу главной роли, то решил переписать материал "под себя". Было чудовищно трудно! Это все равно, что рассыпать две огромные коробки пазлов и потом собрать нечто цельное. Мне повезло: появились друзья-психологи, которые разложили по полочкам каждый персонаж. Если бы не они, я не справился бы с материалом. Опять же, я исходил из своего главного принципа: все должно быть честно! Ведь это наша профессия — влезть в шкуру другого. В таком психологическом материале есть большая опасность — не вылезти из нее! Я вылезал два месяца, даже проходил курс у психоаналитика. Произошло смещение грани "Я — не Я"! Старые актеры говорят: "Если, играя собачку, ты хоть на мгновение почувствовал себя собачкой — вызывайте санитаров!"

— Знаешь, отсматривая твои спектакли, я не смог удержаться от сравнения с обожаемым мною Романом Виктюком! Местами возникали ощущения, будто та или иная сцена поставлена мэтром…

— Мы знакомы с Романом Григорьевичем, много раз встречались и отчасти это мой учитель. Нас слишком часто сравнивают, но все-таки поднимаемые пласты разные! От сравнений никуда не уйдешь: меня сравнивали даже с Бежаром. Но если бы я подражал Виктюку, то у меня не играли бы женщины.

— Уверен, что это эпатаж с его стороны. Он — великий провокатор, но ему принадлежит фраза: «Любовь не имеет пола», что заставило всех воинствующих натуралов прислушаться к творчеству Виктюка с внеполовой точки. В твоих спектаклях тоже много бесполой субстанции.

— А в театре и должно быть много бесполого, чтобы зрители не делили мысленно себя по половой принадлежности, а сосредоточивались лишь на чувствах и переживаниях, на взаимообмене энергией. Сегодняшний театр, на мой взгляд, и призван разговаривать со зрителем на энергетическом уровне!

— Хочу сделать тебе комплимент: раньше я считал, что актерскую планку, которую преодолел Дима Бозин в спектаклях Виктюка, не взять уже никому. В «Парфюмере» ты «летаешь» на тех же скоростях и высотах! Тебе свойственны самоанализ, самобичевание, рефлексия?

— Еще как! Я очень долго выхожу из образа и потом безжалостно разбираю по крупицам все "проколы" и "ляпы", даже если их никто не заметил. Хорошо, что мои девчонки в такие минуты всегда рядом и как-то "отогревают", иначе депрессии не миновать.

— Спектакль наполовину состоит из хореографических номеров, которые продолжают драматическую сцену, даже выворачивают ее наизнанку. Твоя работа?

— Нет, у меня есть балетмейстеры, которым я пытаюсь объяснить свою задумку: вот под эту музыку должен быть "Танец запахов", состоящий из четырех кусков. Все. Дальше — работа балетмейстера! Мне повезло с Юлией Сухорук, она меня чувствовала на каком-то ментальном уровне, и мы обходились без слов. Даст Бог, поставим с ней же еще два спектакля.

— Какие — ты, разумеется, не скажешь!

— Нет, я не суеверный. Первый — "Песня песней Соломона" на музыку Ульяны Стратоницкой. Чудный московский композитор! Раньше думал, что только я такой сумасшедший, оказалось — нет. И второй спектакль — "Моцарт" по моей пьесе. Моцарт, его музыка и две его женщины. В спектакле будут и балет, и опера, и театр.

— У твоих спектаклей незавидная судьба: «Парфюмера» вы играли в последний раз полгода назад. Отчего ж так?

— "Парфюмер" — относительно благополучный, шел с 2004 года. С ним мы выезжали в Ялту, Полтаву, Херсон, Харьков…

— Насколько я знаю, его сняли с репертуара. Официальная версия?

— Сказали, что нет оформленных авторских прав. Хотя в Днепропетровске и Москве он идет. А с "Элиасом"… худсовет длился более двух часов! Всем захотелось рассказать, что он понял. Однако его сняли меньше чем через год! Меня вызвали в кабинет директор и завлит и сказали, что пришло письмо о запрещении использования этого материала. Письмо, правда, никто не показал. В нашем театре не борются за спектакль…

Мир театра (советского и, похоже, постсоветского!) не меняется. Передо мной сидит молодой талантливый режиссер и актер, ставящий элитарные психологические спектакли, которые… не нужны театру (по мнению его руководителей и наверняка "признанных мэтров сцены"). Более чувственного, пронзительного и леденящего кровь действа, как "Портрет Элиаса", я уже давно в Крыму не видел! Виктюк не в счет — он далеко. А смотреть хочется уже не раз в год. Элиас… Юная ранимая душа среди ледяных глыб человеческого равнодушия. Живая плоть в толпе бесчувственных манекенов.

— Так, может, писать свои пьесы?

— Это не вариант, ведь рано или поздно начнутся повторы, узнаваемость, предсказуемость. Очарование любого театра — в непохожести и литературного материала, и постановок, и игры. Тогда зритель сможет выбрать то, что ему по душе, найти своего героя, думающего так же, как и он. Да и артистам работать интереснее с разными авторами. Просто за каждый спектакль необходимо бороться, отстаивать его, сохранять до тех пор, пока он нужен зрителю.

— А в театре тебя любят? Ты востребован?

— Любовь в театре к коллегам довольно специфическая. Даже удачная работа не вызовет бурю эмоций у братьев по цеху, а в отношении востребованности — грех жаловаться. Да, востребован. Но и тут своя специфика: меня воспринимают как комедийного актера, а я себя считаю вполне трагическим. Но ведь моя профессия зависимая. Хотя и в этом стараюсь быть честным: если уж совсем материал чуждый, то подхожу к режиссеру и пытаюсь объяснить, что это — не мое!

— Ты деспотичен по отношению к актерам, когда выступаешь в роли режиссера?

— Я всех люблю и добиваюсь взаимности. Но если у актера начинаются "капризы беременной кенгуру", тут я становлюсь деспотом. Я могу долго разбирать с каждым жест, взгляд, интонацию, позу, но я обязательно настою на своем. Могу даже прибегнуть к лукавству и сделать вид, будто иду на уступки.

— А в жизни ты играешь?

— Как и все мы, не только актеры! Мы играем в мужа и жену, в педагога и ученика, в продавца и покупателя, в дочки-матери. Даже война — тоже своего рода игра в столкновение сил добра и зла. Вот с тобой мы играем в журналиста и интервьюируемого. А актеры, особенно актрисы, играющие в жизни, теряются и проигрывают на сцене.

— Болезнь всех актеров — штампы. Ты подвержен ей?

— Чем больше штампов, тем лучше. Они помогают, когда не можешь быстро найти специфическое состояние. Мы же не машины. Встал не с той ноги, грязь, дождь, болезнь, ссоры с родными… Но штампы — это форс-мажорные обстоятельства.

— Все-таки театр — это уход от реальности?

— Да, но добровольный. Ведь театр — это другая реальность, в которой я чувствую себя комфортно. Он отгораживает от жизни, но этот забор ненадежный, в любой момент может рухнуть и… тогда зовите санитаров!

Ему 26 лет, а он уже успел получить два образования, сыграть пятнадцать ролей и поставить три спектакля, которые, как выясняется, не очень нужны. Нет, не зрителю, а… театру! Кстати, он показывался и в нашем театре им. Лавренева. Угадайте результат показа… Мне жаль всех нас, потому что очень многое мы с вами в этой жизни не увидим лишь из-за того, что за нас решают всевозможные тети и дяди: куда идти, что смотреть, что читать… Чем мы безропотно и занимаемся. С чем я вас и поздравляю!

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ