Кошелек на большой дороге

Подводя на пресс-конференции итоги последних пленарных заседаний горсовета, глава представительной власти Севастополя Валерий Саратов из множества рассмотренных на сессии вопросов особое внимание журналистов обратил на решение проблем, связанных с подготовкой городского хозяйства к зиме и повышением тарифов на централизованное водоснабжение.Такой акцент, вероятно, был вызван не только злободневностью данных вопросов, затрагивающих интересы большинства севастопольцев и способных при определенных обстоятельствах сдетонировать социально-политическую ситуацию в городе, но еще и природными противоречиями между двумя ветвями власти. Каждая из них, как правило, почитает за благо дистанцироваться от причастности к принятию непопулярных решений.

Впрочем, это лишь предположение, вызванное словами Валерия Саратова: "Горсовет не повышает цены на воду, а только соглашается или не соглашается с тарифами, которые предлагает госадминистрация". Вот на пленарном заседании 16 октября, сказал он, сессия горсовета согласилась с расчетами, сделанными исполнительным органом власти, признав их экономически обоснованными. В июле же прошлого года депутаты отклонили предложение госадминистрации резко повысить тарифы на воду на том основании, что росту тарифов должно предшествовать повышение жизненного уровня населения. За последние полтора года средняя зарплата выросла на 350 гривен, а средняя пенсия — на 120-130 гривен. В связи с этим дальнейшее искусственное сдерживание цены на воду ложится непосильным бременем на городскую казну, которая во все больших объемах выплачивает коммунальным предприятиям дотации, чтобы поддержать их работоспособность.

С целью проверки обоснованности расчетов, представленных госадминистрацией, сказал Валерий Саратов, была создана депутатская комиссия во главе с депутатом Юрием Дойниковым. Проанализировав хозяйственную деятельность водоканала, она пришла к выводу, что повышение стоимости кубометра воды до 3 гривен для потребителей с контрольными приборами и до 4,25 гривны для тех, кто их не имеет, является не только экономически обоснованным, но и неизбежным. Если этого не сделать, то у предприятия не будет средств на обновление оборотных фондов и реконструкцию сетей водоснабжения, которые достигли почти предельного износа. Новые тарифы создают предпосылки для того, чтобы водоканал перестал быть убыточным и вышел на рентабельную, прибыльную работу. Другое дело, сможет ли предприятие эти предпосылки реализовать.

Вместе с тем Валерий Саратов предъявил руководству водоканала целый ряд претензий. Непроизводительные утечки товарной воды, которые вынуждены оплачивать потребители, растут из года в год и достигли сейчас 44 процентов. Ремонтом внутридомовых сетей предприятие в сущности не занимается. По этой причине в городе затоплено 200 подвалов жилых домов. Добиться вызова слесарей-сантехников почти невозможно. Полагаясь на все более значительные суммы дотаций, водоканал утратил навыки экономической работы по снижению себестоимости услуг населению. На ремонт внутридомовых сетей планируется выделить 6 миллионов гривен. По расчетам же предприятия, на это ему требуется в три с половиной раза больше.

Валерий Саратов сказал, что если в течение месяца в водоканале не будет коренным образом перестроена экономическая работа, то горсовет примет жесткие меры организационного характера. С целью постоянного контроля за деятельностью этого и других предприятий ЖКХ в городе создается наблюдательный совет. Ему поставлена задача постоянно отслеживать, что будет делаться для перехода водоканала на безубыточную работу и насколько эффективно используются средства, поступающие от потребителей. Негативно был оценен уровень руководства главным управлением ЖКХ коммунальными предприятиями.

Пять лет назад в городе была принята программа "Кровля". Финансировалась она скудно, а число текущих крыш увеличивалось. В этом году на реализацию программы выделено 10 миллионов гривен. Этого явно недостаточно, если учесть, что так называемый латочный ремонт ничего не дает, а на капремонт одной кровли требуется 200 тысяч. По оценке Валерия Саратова, в самой плохой ситуации оказались жители пятых этажей "хрущевок". Живут там в основном малообеспеченные, которые не в состоянии сделать ремонт за свой счет. Учитывая это, в проекте бюджета на 2008 год предусматривается выделение значительных финансовых средств, но председатель горсовета не уверен, что часть этих средств не будет разворована. Такое опасение не лишено оснований. Бюджетные финансы при перечислении их со счета на счет и при передаче из рук в руки имеют свойство исчезать бесследно. Но это уже другая история, о которой хотелось бы узнать от управления по борьбе с экономическими преступлениями. Вполне возможно, что полученная от них информация могла бы внести определенную ясность в причины убыточности работы предприятий жилищно-коммунального комплекса, в достоверность отчетов о непроизводительных затратах. Эту ясность могли бы внести и результаты аудиторской проверки коммунальных предприятий, на которую бюджет выделил 500 тысяч гривен, но какие-то странные пошли аудиторы. Якобы никто из них не хочет заработать эти деньги. И тайна сия велика, почему они уже год лежат на большой дороге в тугом кошельке, а поднять его никто не хочет.

Основываясь на информации, поступающей в горсовет из городской госадминистрации и от депутатских групп, изучавших состояние дел в коммунальных предприятиях, Валерий Саратов сказал, что финансовые средства осваиваются в полном объеме на выполнение работ, включенных в план подготовки городского хозяйства к зиме. Котельные к запуску готовы, завершаются работы на ТЭЦ. Если в ближайшее время будет реализована новация, заключающаяся в переходе на адресную дотацию малоимущим, которых в городе около 57 тысяч, то можно будет говорить о том, что проблема их социальной защиты в основном решена.

Другие статьи этого номера