Школа баллистики

Президентским законопроектом, направленным на наведение порядка в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, предусматривается начисление нарушителям штрафных баллов.
Как только в кресло премьер-министра усаживается Юлия Тимошенко, а министром внутренних дел становится Юрий Луценко, Президент начинает наводить порядок на дорогах. В прошлый раз дело закончилось «разгоном» Госавтоинспекции, что, собственно, к порядку не особо привело. В этот раз в Верховную Раду направлен законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регуляции отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения», который Президент предлагает рассмотреть как неотложный.

Действительно, необходимость навести порядок на дорогах страны назрела уже давно. Сегодня масштабы дорожно-транспортного травматизма в Украине значительно опережают аналогичные показатели большинства держав мира. За последние 10 лет в Украине зарегистрировано почти 400 тысяч ДТП, в которых погибли около 63 тысяч и получили травмы разной степени тяжести свыше 433 тысяч человек. То есть в каждых 100 ДТП в нашей стране гибнет 15-17 человек. А это в 7-8 раз превышает аналогичный показатель таких государств Европы, как Австрия, Германия, Португалия, Швеция, и в 3-4 раза — показатель Венгрии, Дании, Финляндии и Франции.

Понятно, что эту проблему необходимо решать в комплексе, и в первую очередь — законодательным путем. Именно это и попытался сделать Виктор Ющенко, внеся в ВРУ названный законопроект, целью которого являются создание безопасных условий для участников дорожного движения, сохранение жизни и здоровья граждан, а также повышение эффективности влияния на дисциплину участников дорожного движения. Разработчик законопроекта (хотя не верится, что Президент сам занимался переписыванием статей различных законов) рассчитывает, что с его принятием повысится не только дисциплина участников дорожного движения, но и эффективность работы ГАИ и судов относительно рассмотрения дел о нарушении Правил дорожного движения.

Законопроектом вносятся изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях (КоАП), Земельный и Бюджетный кодексы и целый ряд законов — "О милиции", "О дорожном движении", "О перевозке опасных грузов", "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств" и даже "О рекламе" (например, запрещается использовать так называемые растяжки над проезжей частью автомобильных дорог).

Большинство же изменений вносится в КоАП. Что же новенького нас ждет?

Во-первых, предлагается увеличить размер штрафов за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения. В среднем они будут составлять 85-100 гривен. Значительно повышается ответственность за совершение грубых нарушений Правил дорожного движения. В частности, штраф за проезд на запретительный сигнал светофора будет составлять 170-204 грн, а за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии — 1360-2550 грн. Во-вторых, за грубые и систематические нарушения ПДД (управление транспортным средством в состоянии алкогольного или другого опьянения, совершение дорожно-транспортного происшествия и тому подобное) решения о взыскании в виде лишения права управления транспортным средством или наложения штрафа в значительном размере будут приниматься исключительно судом, за остальные — сотрудниками ГАИ.

Одно из нововведений — внедрение наряду с денежными штрафами механизма контроля за систематическим нарушением ПДД путем начисления штрафных баллов в порядке, установленном Кодексом Украины об административных правонарушениях. При наборе 30 и более штрафных баллов нарушители в судебном порядке будут лишены права управления транспортным средством, при этом начисленные штрафные баллы погашаются. Предусматривается, что учет начисленных штрафных баллов будет осуществляться с помощью специальной автоматизированной системы, созданной ГАИ. На начальном этапе такой учет будет обеспечиваться с помощью талонов к удостоверениям водителя. "Стоимость" нарушений в среднем 5-7 баллов. Например, "перегрузка" маршрутного такси — 5 баллов, превышение скорости на 20 км/час. — тоже "пятишка" (ну и денежный штраф, естественно).

Есть санкции и серьезнее. Неисполнение водителями требований работника милиции об остановке — штраф плюс 15 баллов. А вот оставление места ДТП обойдется в штраф от 16 до 20 необлагаемых минимумов плюс 21 штрафной балл или лишением права управления любым транспортным средством на срок от 1 до 3 лет.

Кроме того, предлагается предоставить работникам милиции право изымать удостоверение водителя до принятия решения судом в тех случаях, когда КоАП предусмотривает незамедлительное лишение права управления транспортными средствами.

Еще одна новинка — внедрение и использование приборов автоматической фото- и видеофиксации правонарушений для формирования полноценной доказательной базы нарушений Правил дорожного движения.

В законопроекте предусмотрены согласование норм отдельных нормативно-правовых актов между собой, определение сроков, изменение положений, при применении которых на практике возникли проблемы.

Что даст принятие десятков изменений в КоАП и другие вышеназванные законодательные акты?

Во-первых, с ужесточением ответственности должен снизиться уровень аварийности на улицах и дорогах Украины. Во-вторых, уменьшится нагрузка на судебные органы, связанная с работой по применению административных взысканий за нарушения Правил дорожного движения. Ну и, наконец, увеличится объем поступлений от штрафов за нарушение ПДД за счет создания системы контроля за их уплатой. Впрочем, для начала нужно еще принять президентский законопроект.

Клим КОСТНЕР.

Глас народа

КАК НАВЕСТИ ПОРЯДОК НА ДОРОГАХ?

Александр ВАСИЛЕНКО, офицер запаса:

— Мне кажется, прежде всего ГАИ следует обратить внимание на состояние дорог. Из-за ям и рытвин в районе рынка "Чайка" и гостиницы "Крым" дороги так разбиты, что разъехаться практически невозможно.

Григорий Иванович, пенсионер:

— Усилить ответственность. Все новое — это хорошо забытое старое, так называемый талон предупреждения. Их опять надо ввести. Скорость превысил — "дырочку" в талоне получи. Если накопилось 4-5 — то забирают права. И уже комиссия решает, водить нарушителю автомобиль или нет. Такое положение дисциплинирует. Сейчас за малейшее нарушение на дороге ГАИ составляет протокол и отправляет в суд. А там задача — оштрафовать. При этом волокита такая, что тошно становится.

Сергей Кириллович, автолюбитель:

— Если я знаю, что будет штраф 500 долларов, то никогда не выеду на встречную полосу или не остановлюсь там, где нельзя. Даже если я крутой бизнесмен, то лишение прав изменит ситуацию. Я за серьезные денежные штрафы. Но, с другой стороны, это палка о двух концах. Зачем платить 500 долларов? Я выложу 200 сразу на дороге — и до свидания. Вот где требуется серьезный "шлагбаум".

Игорь Николаевич, военнослужащий:

— На Западе, в Америке культура езды на более высоком уровне. Там даже такси не везде может остановиться. По своему опыту это знаю. У нас же эта культура "убивалась" несколько десятилетий. К тому же много молодых водителей. Движение на дорогах интенсивное, "тачек" много. А приходят молодые водители, не имеющие опыта, отсюда и нарушения.

Елена Ильинична, домохозяйка:

— Я читала в газете, что во Франции, под Парижем, известный гонщик "Формулы-1" превысил скорость, так его остановили, оштрафовали на 600 долларов и отобрали права, несмотря на то, что это звезда мирового уровня. И у нас штрафы должны быть большими. Надо больше штрафовать и таким образом пополнять бюджет, а не цены на хлеб поднимать.

Максим, молодой специалист:

— В первую очередь порядок надо наводить в ГАИ, чтобы права не покупались, а получались, как положено. Во-вторых, должна быть система воспитания водителей. И начинать надо не тогда, когда человек идет в автошколу, а с детства. Таким образом менять психологию людей, чтобы они чувствовали себя более ответственными участниками дорожного движения.

Другие статьи этого номера