Самозахватчики

Более шестнадцати лет в Украине длится земельная реформа. Однако «мягкие» меры ответственности за самозахваты, установленные прежним законодательством, побудили людей действовать вне правового поля. На сегодняшний день введение уголовной ответственности за самовольный захват земель, безусловно, служит сдерживающим фактором. Однако, несмотря на ужесточение ответственности, сегодня в Украине зафиксировано более 100 тысяч случаев самозахвата земельных участков. Не отстает в этом плане и Севастополь. Динамика выявления нарушений, связанных с самовольным занятием земельных участков, постоянно возрастает. Так, в Севастополе в 2005 году они составляли 50% от общего количества нарушений, в 2006 году — 53% , в 2007-м — 62% (600 нарушений).Самовольное использование земельных участков — наиболее распространенное нарушение земельного законодательства, выявляемое управлением по контролю за использованием и охраной земель в Севастополе.

В связи с создавшейся обстановкой ужесточена ответственность за самозахваты и самострои. В январе 2007 года вступил в силу закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ужесточения ответственности за самовольное занятие земельного участка". Согласно вступившему в силу закону, увеличены суммы штрафов за административное правонарушение в виде самовольного захвата земельного участка. Уголовный кодекс дополнен статьёй 197-1 о самовольном занятии земельного участка и самовольном строительстве и предусматривает меру наказания вплоть до ареста. Содействует созданию более эффективных рычагов в борьбе с нарушениями земельного законодательства и применение "Методики определения ущерба, нанесенного вследствие самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков не по целевому назначению, снятия грунтового покрова (плодородного слоя почвы) без специального разрешения". На сегодняшний день ущерб, нанесённый государству, территориальным громадам, собственникам и землепользователям, насчитанный Севастопольгосземинспекцией, составил около 1 млн грн.

При проведении проверки по ул. Катерной выявлен факт самовольного использования за пределами землеотвода земельного участка ориентировочной площадью 0,3 га под размещение бытовок. Нарушитель — директор ЧП "Прогресс" Чернявский А.А. — привлечён к административной ответственности по ст. 53-1 КУоАП. Материалы проверки направлены в органы прокуратуры Севастополя для подачи искового заявления о возмещении нанесённого ущерба, начисленного в результате самовольного использования земельного участка.

За самовольное отведение земельного участка ориентировочной площадью 5,12 га под строительство и эксплуатацию завода ЖБИ, а также строительство административного здания на землях Министерства обороны без правоустанавливающих документов привлечён к административной ответственности директор СФ ОАО "Крымжелезобетон" Куликов В.В. по ст. 53-1 КУоАП. Начисленный ущерб составил 124514,25 грн.

Ущерб в размере 322224,8 грн начислен и по результатам проведенной проверки в Балаклавском районе за самовольное использование земельного участка ОАО "Морской индустриальный комплекс".

Также начисляются большие суммы ущербов по выявленным фактам снятия и перемещения грунтового покрова без специального разрешения органов, которые осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель в Севастополе. Так, начислен ущерб в сумме 21514,80 грн ПП "Крыминвестсервис" за нарушения в использовании земельного участка по ул. Героев Бреста.

При проведении проверки в Нахимовском районе по ул. Семипалатинской выявлено, что подрядчиками ОАО "Планета Спорт" ведутся земляные работы без получения спецразрешения. Нарушителю насчитан ущерб в размере 20928,80 грн.

По результатам проверки в Ленинском районе по ул. Крейзера (в районе Стрелецкого спуска) установлено, что силами ООО "Северная Пальмира" осуществляются земляные работы, снят поверхностный слой почвы без специального разрешения. Нарушителю — директору ООО "Северная Пальмира" Тигрову А.В. — насчитан ущерб 25376,17 грн.

Во избежание подобного вида нарушений управление по контролю за использованием и охраной земель в Севастополе ещё раз напоминает, что в соответствии с ч. 2 ст. 168 Земельного кодекса Украины "собственники земельных участков и землепользователи не имеют права осуществлять снятие и перенесение почвенного покрова земельных участков без специального разрешения органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель", согласно ст. 6 закона Украины "О государственном контроле за использованием и охраной земель" и положению о Госземинспекции по контролю за использованием и охраной земель", одним из полномочий Госземинспекции и её территориальных органов, к которым относится наше управление по контролю за использованием и охраной земель в Севастополе, является выдача специальных разрешений на снятие и перенос почвенного покрова (плодородного слоя почвы) земельных участков в соответствии с установленным законодательством порядком.

В соответствии с "Порядком выдачи и аннулирования разрешений на снятие и перенос почвенного покрова (плодородного слоя почвы) земельных участков", утверждённым приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 04.01.2005 г. N 1, собственники земельных участков и землепользователи, которые проводят горнодобывающие, геологоразведочные, строительные и др. работы, обязаны оформить разрешение на перенос или снятие почвенного покрова (плодородного слоя почвы) земельного участка, если это приводит к нарушению поверхностного (плодородного) слоя почвы.

Разрешение не требуется лишь в тех случаях, когда перемещение почвенного покрова осуществляется в пределах одного и того же земельного участка, который предоставлен для ведения индивидуального крестьянского хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, приусадебных участков, индивидуального дачного строительства и строительства индивидуальных гаражей.

Разрешение выдаётся на основании утверждённого в установленном законом порядке проекта землеустройства.

В соответствии с п. "з" ст. 25, ст. 26 закона Украины "О землеустройстве" рабочие проекты по рекультивации нарушенных земель имеют право разрабатывать юридические и физические лица, которые обладают лицензиями на проведение работ по землеустройству.

Проект землеустройства должен быть разработан в соответствии с требованиями законодательных и нормативно-правовых актов, которые регламентируют порядок разработки, согласования, утверждения и внесения изменений в проект землеустройства.

Для получения разрешения собственник (пользователь) земельного участка или представитель обращается с письменным заявлением в управление по контролю за использованием и охраной земель в Севастополе.

К заявлению прилагаются такие документы:

— копия документа, который удостоверяет право собственности или право пользования на земельный участок;

— копия паспорта гражданина (для военных — удостоверение офицера; для юридических лиц — копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица);

— проект землеустройства с указанием его разработчика;

— копия агрохимического паспорта земельного участка;

— копия договора на выполнение земельных работ;

— копии документов, подтверждающих уплату потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства.

Срок действия разрешения устанавливается в соответствии со сроками проведения земляных работ, указанных в проекте землеустройства. В случае невыполнения условий снятия, перенесения и хранения плодородного слоя почвы нарушители будут привлечены к административной ответственности в установленном законом порядке.

Другие статьи этого номера