Что год учебный нам готовит?

Для выпускников 2009 года учебные занятия в школе завершатся к1 мая, в школах будет поэтапно внедряться двуязычие при изучении основных предметов тестирования и третий урок физкультуры. Об этих и других нововведениях на традиционной педагогической конференции рассказал начальник управления образования и науки СГГА Н.И.ЧЕРБАДЖИ.

ТЕСТИРОВАНИЕ: ПЕРВЫЙ БЛИН — НЕ КОМОМ

Как было отмечено на конференции, обсуждение проблем общего среднего образования в 2007-2008 учебном году получило широкий общественный резонанс в связи с проведением независимого внешнего оценивания в Украине. Впервые в истории страны с помощью современных технологий педагогического оценивания, без влияния каких-либо субъективных факторов был определен поименный список граждан Украины, которые получили возможность стать студентами благодаря только своим знаниям.

Севастополь по организации и результативности проведения тестирования вновь оказался в лидерах. Для участия в независимом внешнем оценивании в городе зарегистрировались 3920 человек, из них 2770 — выпускники общеобразовательных школ (94% всех учащихся одиннадцатых классов). По трем основным предметам тестирования — украинский язык, математика и история Украины — количество севастопольских учащихся, показавших достаточный и высокий уровень знаний, выше среднеукраинского показателя, и многие ребята решили засчитать результаты тестирования как государственную итоговую аттестацию. Так, украинский язык зачли себе 71% учащихся, историю Украины — 68%, математику — 65%. В этом учебном году будет продолжена работа по развитию системы внешнего независимого оценивания. Новым приказом Министерства образования и науки в 2009 году определены предметы тестирования и перечень обязательных дисциплин. Проведение внешнего независимого оценивания планируется провести в мае, поэтому учебные занятия для выпускников 2009 года завершатся к 1 мая.

КУРС — НА ДВУЯЗЫЧИЕ

Проведение массового независимого оценивания выявило одну из самых актуальных проблем города — степень реализации основных задач государственной языковой политики. По словам министра образования Украины И. Вакарчука, "выпускники школ с языками обучения национальных меньшинств недостаточно владеют государственным языком, и данный фактор делает их неконкурентоспособными при поступлении или тестировании, а также при обучении в высших учебных заведениях, мешает им полностью интегрироваться в украинское общество и быть в нем успешными". Поэтому с нового учебного года начинается поэтапное внедрение двуязычия при изучении основных предметов тестирования: математики и истории Украины, других дисциплин. В рабочие учебные планы всех школ уже введены дополнительные часы на изучение на украинском языке математики и истории Украины, переподготовлено 30 учителей истории, в этом учебном году будет проведена многочасовая курсовая подготовка руководителей школ, учителей математики, учителей начальных классов и истории, в каждом учреждении образования созданы кабинеты украинского языка и литературы.

В 2008-2009 учебном году планируется открыть первые классы с украинским языком обучения в каждом районе города, в школах N 25, 31, 49, в учебно-воспитательном комплексе N 1. Вместе с тем наряду с работой, проводимой в направлении развития государственного языка, управление образования и науки целенаправленно осуществляет меры по полноценному функционированию в школах русского языка — языка, на котором обучаются 97% севастопольских школьников. Этому в полной мере способствует принятая городским советом Программа развития регионального русского языка и русской культуры в Севастополе, которая успешно реализуется в учреждениях образования уже второй год.

БУДУЩЕЕ — ЗА ПРОФИЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Особенностью прошедшего учебного года стала активная работа педагогических коллективов, районных отделов образования, управления образования и науки по внедрению профильного образования (переход всех школ на профильное обучение должен осуществиться в 2010 году). Действующая система профильного обучения реализуется различными путями: через сеть гимназий, лицеев, специализированных школ, а также школами с профильными классами. В городе функционируют 7 гимназий, 1 лицей, 7 специализированных школ, 95% общеобразовательных школ имеют профильные классы. Значительно ниже показатели по охвату детей углубленным изучением отдельных дисциплин — 11,7%, тогда как средний показатель по стране — 12,5%. Наибольшее распространение получили классы с углубленным изучением иностранных языков и математики. Основной задачей 2008-2009 учебного года станет внедрение допрофильной подготовки учащихся 8-х классов. В соответствии с концепцией профильного обучения допрофильная подготовка осуществляется с целью профессиональной ориентации учеников, содействия осознанному выбору ими соответствующего профиля обучения.

ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ — ОДАРЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Одним из приоритетных направлений политики государства является забота об одаренной и талантливой молодежи, ее творческом, духовном и физическом развитии. Именно сегодняшние школьники будут определять пути развития науки, техники, экономики, медицины, искусства. О высоком уровне развития и подготовки севастопольской молодежи свидетельствуют результаты городских, всеукраинских и международных олимпиад, конкурсов, соревнований, количество медалистов. В прошедшем учебном году 227 выпускников награждены золотыми и серебряными медалями. По результатам внешнего независимого оценивания все учащиеся, которые являлись претендентами на награждение медалями, подтвердили свой высокий статус. Наиболее массовыми и рейтинговыми по-прежнему остаются Всеукраинские ученические олимпиады. В 2008 году победителями IV этапа Всеукраинских ученических олимпиад по базовым дисциплинам стали 29 учащихся следующих гимназий и школ: N 1, 2, 3, 10, 19, 45, 57, 23, 29, 30. Достойно представили наш город учащиеся на Всеукраинском турнире по черчению. Ребята заняли 6 призовых мест. Это школьники гимназии N 10, школ N 19, 14, 54. Победителем Всеукраинского конкурса имени Петра Яцыка стала ученица гимназии N 7 Алина Осетрова. Победителем Международной ученической олимпиады по физике (бронзовая медаль), проходившей в июле этого года во Вьетнаме, стал Дмитрий Фрей, учащийся гимназии N 1. В соответствии с указом Президента четырем севастопольским школьникам присуждена стипендия Президента Украины: Дарье Вовчок — учащейся гимназии N 2 (география), Дмитрию Фрею — учащемуся гимназии N 1 (физика), Максиму Тюрину — учащемуся школы N 57 (секция археологии), Александру Кошкареву — учащемуся школы N 9 (секция компьютерных технологий).

Одним из нерешенных вопросов работы с одаренной молодежью остается слабое участие севастопольских школьников в интернет-олимпиадах при 100-проц. компьютеризации школ и повсеместном подключении их к сети Интернет. В план работы института последипломного образования необходимо включить решение данной проблемы.

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Создание современной школы, удовлетворяющей потребности личности и общества, на данном этапе невозможно без использования информационных технологий в образовательном процессе. В понятие "информатизация" входят как количественные характеристики технического обеспечения учебного процесса, так и эффективность использования компьютеров и программного продукта в обучении. На сегодня обеспеченность компьютерной техникой составляет 100%, общий парк компьютерных комплексов — 1183 единицы персональных компьютеров. В сельских школах N 47 и 52 имеется по два компьютерных комплекса.

В два раза по сравнению с прошлым учебным годом возросло количество мультимедийного оборудования. Но обеспеченность мультимедийными комплексами значительно отличается по районам города. Так, Ленинский и Гагаринский районы обеспечены на 130%, Нахимовский — на 55%, Балаклавский — на 46%. Важной характеристикой процесса информатизации является количество учащихся на один компьютер. Данный показатель для школ региона колеблется от 4-5 до 56 при среднем по Украине — 41. Степень же подключения школ к сети Интернет в Севастополе составляет 93% (средний всеукраинский показатель — 70%, в том числе в сельских школах — 55%).

В последнее время Министерством образования и науки уделяется большое внимание использованию педагогических программных средств обучения, дающих учителю неограниченные возможности творческой деятельности. В 2007-2008 учебном году в школах города апробировались 42 учебные компьютерные программы, каждая вторая школа участвовала в апробации новых программ. В результате на сегодняшний день 80% школ города имеют лицензионные программные педагогические средства обучения.

Следующим этапом эффективного внедрения информационных технологий в учебный процесс должны стать создание единой локальной сети учреждений образования и разработка программы информатизации для каждой школы, а также функционирование сайта в каждом учреждении образования. Для реализации этой идеи управлением образования и науки будут переданы бесплатные персональные цифровые коды доступа для каждого учреждения образования.

(Продолжение следует).

Другие статьи этого номера